19 декабря 2012 года. Запомните эту дату. Потому что время сказок на Рождество снова возвращается. На экраны кинотеатров выходит первая часть кинотрилогии «Хоббит» под названием «Нежданное путешествие». Некоторые люди ждали этой даты целых девять лет, прошедших с выхода последней части киноэпопеи «Властелин колец». После её оглушительного успеха многие поклонники творчества английского писателя Дж.Р.Р. Толкина развернули в Интернете масштабную кампанию «Да будет «Хоббит»!», пытаясь таким образом повлиять на акул кинобизнеса и самого режиссера трех фильмов Питера Джексона. Однако воз всё стоял на месте: то у последнего появлялись другие творческие планы, то мешали финансовые разбирательства с кинокомпанией «New Line Cinema». И постепенно энтузиазм даже у самых рьяных активистов угас.
Но всё-таки кассовый успех кинотрилогии был настолько велик, что, наверное, экранизация «Хоббита» была всего лишь делом времени. И, наконец, мир Средиземья, настолько любовно и тщательно выписанный Толкином, возвращается на большие экраны. Да не в одной, а (снова) в трёх частях. Те, кто читал «Хоббита» могут удивиться: откуда режиссер и сценаристы взяли материала на три части? Ведь объём книги примерно сопоставим с одной частью «Властелина колец»… Для ответа на этот вопрос придется углубиться в историю создания Толкином мира Средиземья в целом и «Хоббита» в частности.
Зная, что события в «Хоббите» предшествуют «Властелину колец», многие могут подумать, что Толкин начинал создавать мир Средиземья именно с этой маленькой книжки. Однако, это не совсем так. Первые шаги к этому были им сделаны ещё в начале 1917 года, когда он вернулся в Англию из военного госпиталя во Франции. Ещё ранее, в бытность свою студентом, говоря о финском эпосе «Калевала», Толкин отмечал: «Я хотел бы, чтобы у нас осталось побольше такой мифологии – чего-нибудь подобного, но принадлежащего англичанам». Тем не менее, он также стремился к тому, чтобы эти мифы отражали его собственные нравственные представления о вселенной, которые всегда оставались христианскими. И вот, вернувшись домой с полей Первой Мировой войны, он приступил к осуществлению этого замысла. Я не буду сейчас останавливаться на подробном изложении того, как развивалась мифология его мира, просто хочу отметить, что грандиозный замысел Толкина начал формироваться ещё на рубеже 10-20-х гг. Но вызревал он, тем не менее, очень долго.
А тем временем, в начале 30-х гг., как-то летом, когда Толкин проверял экзаменационные работы студентов, среди них ему попался чистый лист бумаги, на котором он по наитию написал: «В норе на склоне холма жил да был хоббит». Что это за существо, он не знал. Поэтому и решил выяснить. Поначалу это всё казалось ему одной из сказок, которые он, бывало, писал и раньше. Стимулом к сочинению истории было внимание детей, которым он рассказывал эту сказку. Но кто бы мог подумать, что Толкин вскоре осознает: путешествие хоббита Бильбо пролегает по краешку того самого Средиземья, ранняя история которого была описана в его легендах … Как впоследствии говорил писатель, это был «мир, в который случайно забрел мистер Бэггинс».
Поэтому неудивительно, что «Хоббит» и последовавший за ним «Властелин колец» (уже сознательно связанный Толкином с его мифологией) очень различаются по стилю. В то время, как в «Хоббите» преобладает начало комическое, продолжение его всерьёз претендует на звание эпоса. «Хоббит», в отличие от «Властелина колец», остается детской книгой. Позднее Толкин постарался убрать из него наиболее детские моменты, например, обращения к юным читателям («Ну, теперь вы знаете достаточно, чтобы читать дальше»), но атмосфера некоторой «детскости» в книге всё равно сохранилась.
Именно эта проблема несоответствия «тональностей» двух произведений, надо полагать, и стояла перед Питером Джексоном, когда он думал об экранизации «Хоббита». Зритель привык к возвышенно-героическому стилю «Властелина колец», поэтому буквальное следование оригиналу значило бы сделать из фильма обычное детское кино, что было бы непростительной ошибкой как минимум по маркетинговым соображениям.
Тем не менее, мне кажется, что режиссер руководствовался здесь отнюдь не только финансовыми мотивами. Как большой поклонник работ Толкина, он понимал их неразрывную связь между собой. Поэтому и постарался сгладить различия в стиле между двумя произведениями (во всяком случае, такое ощущение складывается по первым трейлерам к фильму). Плюс к этому, как заявляет сам Питер Джексон, он не собирается ограничиваться событиями, описанными в «Хоббите». Например, что за неотложные дела отвлекли Гэндальфа от участия в походе гномов? Кто такой Некромант, упомянутый им? На эти и некоторые другие вопросы нет ясного ответа в книге, но изучение обширного наследия Толкина способно пролить немного света на эти моменты. Поэтому в экранизации мы увидим не только основную сюжетную линию о походе Бильбо и гномов к Одинокой горе, но и несколько ответвлений от неё. А относительно недавно Питер Джексон рассказал, что хочет включить в новую кинотрилогию содержание приложений к «Властелину колец», которые также сообщают дополнительные сведения об истории Средиземья. Эти попытки поднять «Хоббита» до уровня эпоса, рассказывающего нам грандиозную историю, и привели к решению разделить фильм на три части.
Ну а нас, тем временем, как и в начале 2000-х, ждут полтора года (третья часть выходит летом 2014-го) волнительного ожидания. В преддверии которого лично я собираюсь достать с полочки чуть запылившиеся диски «Властелина колец» и как следует подготовиться к погружению в волшебный, но от этого не менее реальный мир Средиземья.
Анатолий ЗАХВАТКИН