Чтобы идти в ногу со временем, многие евангелические пасторы следуют за законодателями хипстерской моды. Что же происходит, когда «крутой» встречается со Христом?
Вот вам загадка: молодой человек входит в здание. Снаружи оно похоже на непривлекательный, полуразвалившийся, заброшенный склад. Внутри у него на душе светлеет: он находит там музыку с пульсирующими басами и молодёжь в обтягивающих джинсах и ненужных галстуках. В баре чуть в сторонке продаются какие-то напитки, а безумно освещённая сцена окутана туманом. На огромные экраны выводится то, что кажется музыкальными клипами. Люди везде шлют сообщения через айфоны.
Появляется и представляется девушка с кольцом в носу и татуировкой, смахивающей на ближневосточную. Она неуклюже (но освежающе серьёзно) говорит что-то про свою страсть к общественным садам и продуктовым кооперативам. Она спрашивает его, слышал ли он новый альбом «Аркейд Файр» и делает ему комплимент по поводу его густой бороды и вида, как у дровосека. «Такие бороды – это круто», – говорит она. В конце концов, она просит дать ей информацию для контакта.
Вопрос: Этот человек в баре или в церкви?
И то, и другое.
Добро пожаловать в мир хипстерского христианства. Это мир, где такие вещи, как книги «Оставленные» и сериалы по ним, бамперные наклейки-рыбки за Иисуса и благовестие от двери к двери не вызывают ничего, кроме иронии или ностальгии. Это мир, где анафематствованы аналогии между молодёжным пастором и «Храбрым сердцем», где все согласны, что лучше бы Пэт Робертсон «был не из наших», и имеется коллективная неприязнь к искусству Томаса Кинкейда.
Последнее воплощение многолетнего столкновения «крутого» и «христианства», хипстерское христианство – это во многом бунт против той самой субкультуры, которая его породила. Это бунт против евангелизма старой школы и его дремучего законничества, апатии к искусству и прискорбного отсутствия интереса к социальной справедливости. Это также бунт против христианства в стиле Джорджа Буша: американских флагов в церквах, Десяти заповедей в судах и евангелических лидеров, слишком сильно завязших в политике консерваторов, таких как Джеймс Добсон и Джерри Фэлвелл.
Новая субкультура молодых евангелистов – я называю их «христианскими хипстерами» – выросла на современной христианской музыке, «Приключениях в Одисси» от организации Focus on the Family, фланелеграфах, каникулярной библейской школе и истерии про последнее время. Теперь всё это для них смешно, и они пытаются выжечь из себя безвкусный шлак мегацерковного христианства своей молодости – с акцентом на «завоевание душ» за счёт всего остального – и заменить его чем-то, имеющим реальный авторитет.
Они предпочитают называть себя не «христианами», а «последователями Христа». Они съёживаются при мысли о призыве выйти к алтарю, а перспектива раздачи брошюрок вызывает у них кошмары.
Христианские хипстеры тревожат некоторых церковных руководителей и озадачивают других. Но для многих наблюдателей хипстерское христианство – это увлекательная вещь. Оно возвращает им уверенность в том, что не все молодые люди уходят из церкви. Они просто реабилитируют её образ, делают её своей.
Чтобы соответствовать этому новому ландшафту, многие евангелические пасторы и руководители церкви следуют по тропе, которую прокладывают законодатели хипстерской моды, заботясь о том, чтобы их церкви могли отметить галочкой все важные пункты в хипстерском списке:
— Вовлекать церковь в заботу о социальной справедливости и экологическую работу;
— Показывать во время служб клипы из фильмов «Братьев Коэнов» с пометкой «для ограниченного показа детям до 17 лет» (напр., «Старикам тут не место», «Фарго»);
— Финансировать церковные вылазки в микропивоварни;
— Выпускать на сцену во время поклонения пастора, одетого в шмотки от «Американ Аппэрел»;
— Не возражать против ругани;
— Печатать бюллетени только на переработанном картоне;
— Как можно больше пользоваться шрифтом Helvetica.
— Пользоваться технологиями вроде «Твиттера».
Так выглядит хипстерское христианство; вот чего оно требует. Но что же это всё значит? Что хипстерское христианство, самый последний писк моды в долгой череде писков моды среди христианских субкультур, предлагает церкви? И чего оно её лишает?
Бретт Мак-Крэкен, автор книги «Клевое христианство: столкновение Церкви с неформализмом»(2010)
Первоисточник christianitytoday
Перевод Евгений ЖАРОВ
Завтра: Хиптерская вера. Часть 2 — История «крутой веры»
всё это напоминает статью про Поколение Х в 1995, тогда когда в Америке оно было на завершающем витке, а у нас ещё толком не началось. А это про то, что уже не особо актуально года два даже у нас.Хотя, конечно, как и всё, имеет право =) и очень напоминает киевских друзей. Но опять таки, двухлетней давности =)
слишком много этого в нас =)
Статья и есть двухлетней давности ))) Но так как про это у нас еще не говорилось, решил ее перепечатать, поставить, так сказать, все точки над ё.
К тому же не сказал бы что текст не актуальный, у меня возникла несколько ассоциаций с церквями Питере, а где-то я себя узнал )))
да потому что мы хипстеры, вот и узнаем себя =) Но думаю, что это уже идёт на убыль. Хотя, плохого ничего во всём этом не вижу. Церковь пытается подстроиться под тех, кто вокруг, а вокруг…
Перечитал статью еще раз.
И снова поразился тому, насколько она «не звучит» по-русски.
Куча имен и терминов, которые абсолютно ничего не говорят отечественному читателю. А всё потому что речь идет об эволюционном процессе. Хипстеризм в церкви- не насаждался (как у нас), а зарождался. То что существует сегодня у нас в церквях как попытка подражать Западу, на самом Западе- просто очередной виток эволюции церкви. Мы просто не прошли этот путь.
Ну а самое главное- это то что даже самые смелые и продвинутые церкви у нас, в сравнении с феноменом описанным в статье, очень консервативны.
Конечно, сбить оскомину старого и устаревшего – это хорошо, но, читая статью я все время вспоминал «движение свободы» среди прогрессивной молодежи в Киеве (особенно, в музыкальной среде) в первой половине 2000-х. Почти то же самое – неуважение к прошлому поколению и его опыту, СЛИШКОМ много свободы, балансирование «на грани фолла» с ценностями этого мира и попытки найти компромисса между «быть как все» и «быть христианином» и т.д. и т.п. Закончилось это очень плачевно – многие поотпадали, так как никогда не имели основания веры (а была ли вообще вера?), да и особых плодов то «движения» не дало.
Поэтому… очень сомневаюсь, что из «хипстерского христианства» что-то выйдет, так как христианство не может быть ни «хипстерским», ни «павловским», ни «апполосовским».
«церковные вылазки в микропивоварни»?
«Не возражать против ругани»?
Сам считаю себя металлистом много лет, но именно благодаря вере во Христа я отказался от алкоголя, сквернословия (не только матов, но всяких «словечек»). Я нормально выгляжу и не выделяюсь на фоне других людей.
Бог желает, чтоб мы были скромны.