Если судить по моей семье и друзьям, последний фильм о Гарри Поттере вызывает массу положительных эмоций. Моя невестка решила отправиться на кинопремьеру в полном облачении инфери, причем ей пришлось три часа ехать на машине только для того, чтобы собраться с друзьями и пойти на премьеру большой толпой. Еще две группы моих друзей последние две недели регулярно устраивали неформальные вечеринки, посвященные фильмам о Гарри Поттере, на которых просматривали первые пять фильмов – готовились к просмотру шестой, о Гарри Поттере и принце-полукровке.
«Принц-полукровка» начинается практически с того момента, с которого закончилась предыдущая серия, «Гарри Поттер и Орден Феникса». Сразу же упоминается несколько произошедших ранее моментов: например, газеты сообщают о возвращении Вольдеморта. Поэтому тем, кто предыдущий фильм не видел или не помнит его (а прошло уже два года), будет немного сложнее войти в курс дела. Им, как говорит Гарри Думбльдору, придется как-то выкручиваться.
Как и предыдущие фильмы, шестая часть знакомит нас с новым членом преподавательского состава: сейчас это профессор Слагхорн, которого блестяще играет Джим Бродбент. Думбльдор приглашает его на должность преподавателя зельеварения, которую тот уже когда-то занимал, при этом в качестве главного аргумента использует возможность пообщаться с Гарри, теперь известного в кругах волшебников исключительно как «Избранный». «Он попытается завладеть тобой для своей коллекции», – объясняет Думбльдор Гарри, и юный волшебник сразу же смекает, что этот необычный интерес профессора к своей персоне можно использовать для выведывания секрета, позволяющего победить Вольдеморта. Связано это с тем, что когда-то Слагхорн учил некоего Тома Риддля, который позже стал известен как Сам-Знаешь-Кто.
Пока Гарри добивается расположения Слагхорна, его одноклассник и злейший враг Драко Малфой вынашивает собственный план. Он снует вокруг Хогварца в черном костюме и в целом выглядит как член молодежного подразделения колдунской мафии, что недалеко от правды: Пожиратели смерти, группа наиболее приближенных сообщников Вольдеморта, в самом начале фильма принимает его в свои ряды. Но постепенно персонаж Драко становится все более внутренне противоречивым: он разрывается между любовью к семье, стремлением к самоутверждению и сложностью поставленной перед ним задачи. В этот момент происходит нечто интересное: юный Малфой постепенно перестает быть таким однозначно отрицательным персонажем, каким он неизменно представал перед нами в предыдущих частях. В его образе происходит раздвоение: если снаружи он убежденный адепт тьмы, то внутри это мальчик, ищущий лишь признания и любви, и ничего более.
Тема признания вообще проходит если не красной, то очень заметной нитью по всей поттериане. Одних людей оно приводит на вершины, других беспощадно разрушает. Стремление к признанию заметно в образе изворотливого Северуса Снейпа, который всегда искал признания сверстников, но никогда его не имел. С другой стороны, у Гарри не было ни родителей, ни любящей семьи, но в лице сокурсников по колледжу Гриффиндор он находит верных друзей, которым будет предан до конца жизни. Самая настоящая магия всего сериала о Гарри Поттере – это не зелья и волшебные палочки, а сила дружбы Гарри, Рона и Гермионы. Мы снова и снова возвращаемся к этой истории, потому что нас привлекает именно развитие отношений трех друзей. Ну и, конечно же, фантастический мир гигантов, вейл и омутов памяти.
Для любителей Гарри Поттера – христиан в первую очередь важна именно тема силы общины. Наша вера существует только в контексте общины, вместе мы познаем волю Бога и вместе несем миру Его любовь. Нет смысла стесняться того факта, что мы нужны друг другу, что Гермиона напоминает Гарри в конце «Принца-полукровки».
В то же время жизнеспособная община должна уметь сострадать тем, кто не является ее частью. Мы не одобряем поведение Гарри, когда он ослеплен настолько, что не видит страданий Драко, но мы тоже должны уметь не поддаваться ожесточению в ситуациях, когда жизнь по каким-то причинам сталкивает нас с другими людьми. Казалось бы, все очень просто — если бы Драко или Снейп нашли признание и любовь, все сложилось бы иначе и финал драмы был бы иным; однако мы снова и снова с удивлением обнаруживаем, насколько непредсказуем жизненный путь обоих героев. Драко и Снейп демонстрируют нам, как далеко человек может зайти в поисках признания, и особенно когда это признание ведет к краху.
Конечно, никакое сообщество не бывает статичным, любые отношения подвержены переменам. В «Принце-полукровке» мы видим, что Гарри и его друзьями по Хогварцу овладевают столь знакомые и обычные в их возрасте гормональные флюиды. Хотя Гарри, Рон и Гермиона уже давно занимаются совершенно недетским делом борьбы с темной магией, в шестой части сериала их постепенно оставляют остатки детскости и зритель видит их с новой, необычной стороны, полными романтизма и сексуальной привлекательности. Как это часто бывает, с привлекательностью приходят и тревога, и сомнение: Рон и Гермиона танцуют на одном балу, но с разными партнерами, а Гарри начинает подсознательно тянуть к Джинни, младшей сестре Рона.
По ходу фильма Гарри постепенно развязывает узелки ребуса, ведущего к загадочному принцу-полукровке – предыдущему владельцу книги о зельях, ныне принадлежащей Гарри. Этот «принц» предпочел утаить свое имя, однако щедро снабдил книгу пометками и советами на полях. Некоторые из этих советов Гарри использует сам, к неудовольствию Гермионы, признающей только буквальное следование букве инструкций.
Что касается Воландеморта, он постоянно прячется в тени. В какой-то момент Дамбльдор и Гарри отправляются в опасное приключение, и в их отсутствие Пожиратели смерти нападают на Хогварц. При этом над замком появляется Темная метка, и студенты и преподаватели школы совместными усилиями ее удаляют: снова мы видим тему победы света над тьмой, центральную для всего сериала.
Экранизация романов о Гарри Поттере – дело заведомо неблагодарное, учитывая богатство имеющегося материала и огромное число весьма осведомленных и капризных фанатов. При желании оплошности и неувязки можно заметить в каждом фильме, и последний не стал исключением. Здесь есть ошибки в масштабах и описаниях, концовка фильма выглядит смазанной и несколько незавершенной.
Но мне кажется, что многие детали опущены осознанно. Чтобы понять все подробности и нюансы, многие из которых в фильме упоминаются лишь вскользь, мало посмотреть все предыдущие фильмы – необходимо прочитать оригинальный литературный материал.
Когда было объявлено, что седьмая и заключительная книга сериала будет экранизирована в двух частях, я воспринял эту новость не без доли скепсиса, полагая, что это не более чем способ выжать из поттероманов побольше денег. Но сейчас, посмотрев «Принца», я даже рад, что создатели картины хотят уделить «Смертельным дарам» такое повышенное внимание. Лично я с нетерпением жду ноября 2010 года, и мне сдается, что далеко не я один.
Перевод: Антон Чивчалов
Оригинал опубликован на сайте:
www.christianitytoday.com