Поздравляем нашего постоянного автора Анатолия Захваткина с окончанием обучения в РХГА и отличной защитой диплома!
Удачи тебе, светлый рыцарь Парцифаль! Пусть Бог благословит тебя на том пути, который ты выбрал!
С надеждой на дальнейшее плодотворное сотрудничество,
редакция газеты «Контекст Твоей Жизни».
Воспользовавшись тем, что религиозный философ Анатолий Захваткин пока не так занят и не так знаменит, мы решили задать ему несколько вопросов о Бердяеве, Мережковском, обучении в РХГА и планах на будущее.
Насколько я знаю, тема твоей дипломной работы посвящена двум русским религиозным философам – Мережковскому и Бердяеву. Чем ты руководствовался, когда выбирал ее? Чем эти мыслители привлекли твое внимание?
Мережковским я заинтересовался ещё в школе, когда знакомился с поэзией Серебряного века, которая, кстати, и дала первоначальный стимул к моим поискам Бога. В университете в Перми открыл его для себя как писателя. А когда я начал изучать философию, появилось естественное желание заглянуть в сердце этого замечательного русского мыслителя и понять, что было тем мотором, который не давал ему успокоиться в его исканиях Бога.
Изучая жизнь и творчество Мережковского, я не мог не соприкоснуться с одним из глубочайших русских философов – Бердяевым. Они во многом были схожи, их терзали сходные вопросы, оба остро чувствовали необходимость перемен в церковной жизни России. Размышляя о необходимости «нового религиозного сознания», они часто шли разными (порой даже зеркальными) путями. Поэтому и моя дипломная работа была посвящена различию во взглядах на церковь этих двух философов. Мережковский размышлял о том, как наполнить христианским мировосприятием общественную жизнь, Бердяев – об индивидуальных поисках человеком Бога, которые происходят в глубине его духа. Но обоих объединяло страстное стремление вдохнуть новую жизнь в понимание христианства людьми, и в этом я чувствую с ними тесную духовную связь.
Как ты оцениваешь 5 лет обучения в РХГА? Получилось ли учебному заведению «сделать» тебя как специалиста? Что именно в тебе изменилось за это время?
Нельзя сказать, что моё мировоззрение кардинально изменилось. Скорее, эти 5 лет были закономерным этапом в моем развитии. Ведь именно стремление мыслить самостоятельно, искать истину и было определяющим при моем поступлении в РХГА. Но также могу сказать, что я прошел долгий путь и многое переосмыслил. Академическое образование дает возможность видеть явления в более широкой перспективе. Когда у нас в руках несколько фрагментов паззла, мы имеем некоторое представление об общей картине, но очень смутное и неполное. Когда же все части складываются воедино, всё обретает свою завершенность и цельность. Ты уже видишь не только отдельные факты, но и то, как они соотносятся с другими фрагментами, как они выглядят в контексте.
Получилось ли академии «сделать» из меня специалиста… Формально, во всяком случае, да, в дипломе написано: «присуждена квалификация философа». (Смеётся) А являюсь ли я на самом деле специалистом… это покажет жизнь.
Что тебя сподвигло на получение второго высшего образования? Неужели диплома филолога со специализацией «английский язык и литература» оказалось мало?
Дело в том, что когда я начал работать по своей первой специальности, я понял, что это меня не устраивает. Быть инструментом для перевода текстов и речей, совершенно неинтересных мне, меня не устраивало. В преподавательской деятельности я опять же чувствовал, что учу людей не мыслить, а просто выражать те же самые их бытовые фразы – просто с помощью другого кода.
К тому же дело не ограничивалось вопросами трудоустройства. Я чувствовал постоянную тягу узнавать новое, чтобы иметь пищу для размышлений. И это было не просто моей прихотью. Некоторые люди лучше всего чувствуют Бога в молитве, другие – когда сталкиваются с прекрасными произведениями искусства. Я же чувствовал необыкновенную близость к Богу, когда размышлял на различные богословские и религиозно-философские темы. То есть, для меня это был ещё и вопрос моего поиска Бога. Постоянное размышление об этом помогало мне не забывать, что является самым важным в моей жизни.
Как ты намереваешься применять полученные знания? Ты приложил столько усилий на получение, с точки зрения многих, непрактичного образования. Стоила ли игра свеч?
Мне кажется, здесь дело в присущем современной западной цивилизации прагматизме. Многих уже не интересует вопрос «что есть истина?», им важно «что есть выгодно?». Я поступал в академию главным образом из-за того, что мне это было интересно. Потом, естественно, начали приходить мысли о том, как я смогу применить это в моей жизни. Меня иногда спрашивали: «А что потом, пойдешь на третье высшее?» Я отвечал: «Зачем? Коллекционировать разные дипломы?» (Смеётся.) На самом деле, мне гораздо интереснее развиваться в этом направлении вглубь, поэтому моей следующей задачей является поступление в аспирантуру. Мне хочется найти возможность для своей последующей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Это то, чем я на данный момент живу. Здесь моё сердце, и я нисколько не жалею о времени, проведенном за моим любимым делом.
Вопросы задавала Ирина Лимонова