Известный автор размышляет о причинах сомнений и рассказывает о том, как ему удалось сохранить веру вопреки всем доводам этого мира. Успешный писатель, журналист и лектор никогда не стеснялся задавать трудные вопросы, такие как: «Где Бог, когда я страдаю? Что если я разочаровался в Боге? Насколько действенна молитва?».
Его книги помогли многим читателям, которые столкнулись с трагедией, тяжелой борьбой с сомнениями и разочарованием или просто искали ответа на вопросы о Боге. Недавно Филипп Янси рассказал нам о том, как сохранять веру даже в благополучные времена, почему сомнения в Боге – это еще не конец веры, и как мы можем с любовью послужить тем, кто страдает.
ВАША НОВАЯ КНИГА «НАСКОЛЬКО БЛАГ БОГ» ПОСВЯЩЕНА ПОИСКАМ ОТВЕТА НА ВОПРОС, КОТОРЫЙ ЗАДАЮТ В ТЯЖЕЛЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. ЧТО ПОДТОЛКНУЛО ВАС ОБРАТИТЬСЯ К ТАКИМ СЛОЖНЫМ ПРОБЛЕМАМ ВЕРЫ?
Поводов для написания этой книги было несколько. Во-первых, по результатам опросов на тему «Почему люди не верят в Бога», проблема боли и страданий оказывается на первом месте среди всех причин отсутствия веры. Достаточно взглянуть на книги атеистов нашего времени, такие как «Бог не великий» К. Хитченса. Проблема страданий по-прежнему является очень острой. Поэтому я, как писатель, просто не могу обойти ее стороной.
В некоторых книгах я описывал историю моего отца, которого никогда не знал. Мне был всего год, когда он умер от эпидемии полиомиелита, разразившейся в 50-х годах. Прихожане церкви молились о нем и верили, что Бог его исцелит. Мой отец готовился стать миссионером, и люди не понимали, почему человек, у которого было такое желание нести Евангелие и такая преданность Богу, должен был умереть. Но это произошло. И повисшие в воздухе вопросы, почему Бог не ответил на молитву и почему беда случается с хорошими людьми, наложили отпечаток на мою жизнь. Я думаю, что если церковь не будет способна прямо и реалистично ответить на эти вопросы, то мир, который наблюдает за нами, не поверит в нашу искренность.
В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ СОМНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ИСПЫТЫВАЮТ ЛЮДИ В НАШЕ ВРЕМЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАМ КУЛЬТУРЕ, И ТЕХ ВОПРОСОВ, КОТОРЫМИ ОНИ ЗАДАЮТСЯ СЕГОДНЯ?
Путешествуя по разным частям света, я заметил, что существует очень большая разница между странами, которых коснулось европейское Просвещение и индустриальная технологическая революция, и теми странами, в которых ничего подобного не было.
Во времена Иисуса вряд ли было много атеистов. Даже язычники из Вавилона и Ассирии, о которых говорится в Библии, поклонялись своим богам. Все люди верили в существование духовного мира. В этом смысле атеизм или отрицание Бога сегодня носит совсем иной характер. Теперь мы можем объяснить погоду, торнадо, ураганы. Мы знаем причины болезней. И чем больше у человечества знаний, тем меньше мы верим в то необъяснимое, неизведанное, что древние считали сферой духов. Многие такие явления уже не являются для нас загадкой. В наши дни церкви брошен новый вызов.
ВОЗМОЖНО ЛИ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ ПРИМЕНЯТЬ РАЗНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СОМНЕНИЙ И РАЗОЧАРОВАНИЯ В БОГЕ?
Новую книгу «Насколько благ Бог: в поисках смысла веры» я писал с учетом того давления, которое оказывает на современную культуру атеизм. Такие авторы-апологеты, как Джош МакДауэлл или Алистер МакГрат рассматривают аргументы атеизма и дают на них ответ с позиции философии. Данная книга написана в ином ключе. Я журналист, а не философ. Хотя я задаю те же самые вопросы, скажу честно – самое большое влияние на мою веру оказывает не выигранный или проигранный спор. Больше всего меня поддерживает вера, действующая в жизни человека. В этой книге я рассматриваю десять различных ситуаций. Все это разные, не похожие друг на друга истории человеческих страданий. Это трагедии, такие как теракты в Мумбае (Индия), или бойня в кампусе университета «Вирджиния-Тек» (США), или очень личные переживания проституток и алкоголиков, которые задаются мучительным вопросом: «Любит ли Бог меня? Нужен ли я Ему?».
В этой книге я поднимаю вопросы: «Какой смысл в вере? Что она может изменить? Устоит ли она?». Я называю это «проверкой на жизнеспособность». Как и в случае с любой технической новинкой, каким бы прекрасным ни было само устройство, важно, чтобы оно было приспособлено к условиям использования. Нужно помнить, что предмет обязательно будут ронять, ударять о твердые поверхности. В конце концов, прибору может не посчастливиться испытать на себе прелести путешествия на самолете в качестве багажа. И если изобретение не проходит эту проверку, выпускать его в продажу просто бессмысленно. Таким же образом я испытываю свою веру. Я победил сомнения прежде всего потому, что видел живую веру у людей, которые смиренно и самоотверженно следуют за Иисусом и служат примером и ободрением для остальных.
ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО КОГДА ЛЮДИ СПРАШИВАЮТ: «НАСКОЛЬКО БЛАГ БОГ?», ОНИ НА САМОМ ДЕЛЕ ХОТЯТ ЗНАТЬ, ПОЧЕМУ БОГ НЕ ВМЕШАЕТСЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ИСТОРИЮ БОЛЕЕ ЯВНЫМ ОБРАЗОМ. КАК БЫ ВЫ ОТВЕТИЛИ НА ЭТОТ ВОПРОС?
Не уверен, что у меня есть ответ. Конечно, когда речь идет о Второй мировой войне, остается только недоумевать. Все, что нужно было сделать Богу, это лишь каким-то образом убрать Гитлера, и тогда миллионы жизней были бы спасены. Такой вопрос возникает всегда, когда что-то происходит. Почему Бог не предотвратил землетрясение на Гаити? Не только я не знаю ответ, я думаю, что никто не знает. Я лишь вижу, что на протяжении тысячелетий Бог предоставляет возможность таким людям, как мы, творить Его дела. Иисус совершал великие чудеса. Тем не менее, Он сказал: «Я ухожу, и для вас лучше, чтобы Я ушел. Я поручаю Мое дело вам». Все, что произошло в истории христианства с тех пор, подтверждение того, что Иисус живой и Он действует. Не напрямую, а через нас, через Святой Дух, Который живет в Церкви и направляет ее. Конечно, мы допустили столько ошибок, которые Иисус никогда не совершил бы. Но, по всей видимости, Богу нравится совершать дела не Самому, а поручать их нам и смотреть, как мы будем исполнять Его волю.
В КНИГЕ ВЫ ОПИСЫВАЕТЕ ИСТОРИЮ ХРИСТИАНСТВА КАК «СОТВОРЕНИЕ. ПАДЕНИЕ. ИСКУПЛЕНИЕ». АГОНИЯ И БОЛЬ ЭТОГО МИРА, СИТУАЦИЯ В САМЫХ БЕДНЫХ, НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СТРАНАХ ПОДТАЛКИВАЮТ НАС К ВОПРОСУ: «ЕСЛИ ГРЕХОПАДЕНИЕ БЫЛО НЕИЗБЕЖНЫМ, ЗАЧЕМ БЫЛО СОЗДАВАТЬ ЭТОТ МИР?».
В книге Откровение есть фраза: «Агнец, закланный от создания мира». Значит, для Бога непослушание человека и грехопадение не было неожиданностью. И тем не менее Он посчитал, что история мира со всеми ее трагедиями, катастрофами и продолжающимся бунтом против Него, включая распятие Его Сына, все равно стоит того, чтобы создать его. Мне кажется, Библия ясно показывает нам, что, в конечном счете, в сотворении есть смысл. Не думаю, что кто-то сможет сказать Богу: «Ты совершил ошибку». К.С. Льюис пишет, что наши первые слова на небесах будут: «О, теперь я понимаю». А это вопрос веры, это прыжок в вере, в доверии Богу. Нам нужно решить для себя, можно ли доверять Богу, а принять самое лучшее решение мы можем, обратившись к Иисусу. Если мы верим, что Богу можно доверять, то нашу жизнь преображает Его искупление. И тогда через нас Бог являет свой план исправления наших ошибок, последствий грехопадения – нищеты, боли и страданий этого мира.
Филипп Янси – популярный автор, журналист и лектор. Его последняя книга называется «Насколько благ Бог: в поисках смысла веры». Материал для данной статьи взят из статьи журнала Neue
Роксана УИМАН
Перевод: Мария ЯРЫГИНА
Прочитала много книг Филипа Янси очень помогает понять те моменты веры где посещают сомнения.Автор очень помогает понимать Слово ведь он исследует Библию и для читателя открываются то что непонятно бывает при чтении Слова я очень рада что могу читать его книги на русском языке.
а есть ли эта книга уже на русском языке?
Не думаю что наши уже успели перевести. Но надеюсь, что уже работают над этим 🙂
Я думаю сейчас, в связи с событиями в Домодедово, эта книга как-никогда была бы актуальна на русском языке.
недавно оставил у себя на стене вконтакте афоризм: Если человек не сомневается в своей вере хотя бы раз в две недели, то он находится в религиозной коме.
сразу же от братьев-христиан посыпались упреки: «а я вообще в ней никогда не сомневалась! Я просто ВЕРЮ», «Бывают моменты кратковременного сомнения,но редко», «сомневаться в вере — парадокс», «Сомнение-это глупо», а потом завязалась целая дискуссия о том, что такое вера)))
так что, к сожалению, мы действительно часто понимаем веру очень примитивно…
а у того же Янси в последней переведенной на русский книге есть целая глава «Сомнению — быть!» Я уж не говорю про других протестантских теологов вроде Пауля Тиллиха…
Мне это нравится 🙂 Давай порассуждаем на эту тему уже на страницах газеты.
о да) помню я эту дискуссию!
от некоторых (многих?) верующих не стоит и ожидать ничего более банального позитивизма.К сожалению.
Вот с этим колоссом мы и сражаемся, Игорь.
Верим, что колосс- на глиняных ногах )