Третий фильм современного российского режиссера Андрея Звягинцева «Елена» с первого взгляда кажется полной противоположностью его предыдущих работ: «Возвращение» и «Изгнание». Те картины представали возвышенными размышлениями о священном, о поиске забытого современным миром Бога, поражали зрителя захватывающими дух, пусть иногда и холодными, пейзажами. Эта же – как будто спускает нас с небес на землю, в атмосферу повседневной, бытовой жизни.
Сюжет фильма составляет обычная житейская история пожилой семейной пары, Владимира и Елены. Они происходят из разных социальных слоев: Елена является для богатого Владимира скорее служанкой и домработницей, чем женой. У обоих есть дети от предыдущего брака: дочь Владимира «прожигает» свою жизнь, а семья безработного сына Елены по привычке живет на деньги, которые она им приносит и надеется, что Владимир даст ещё денег на то, чтобы устроить непутевого внука Елены в институт. Когда тот отказывается, не желая поощрять их тунеядческое существование, Елена переходит к решительным действиям. И здесь происходит самая удивительная метаморфоза: мягкая, добрая, праведная жена всё с тем же благочестивым лицом идет на преступление ради своего сына.
Режиссер не раз говорил, что главная тема его фильма – Апокалипсис, но не трагически-возвышенный, а бытовой, наступивший незаметно. Он пришел не в момент принятия главной героиней рокового решения, а гораздо раньше, когда она впустила в себя дух этого мира. Мы видим его на экране телевизора с пошлостью таких программ как «Давай поженимся», «Контрольная закупка», «Пусть говорят», «Малахов+». Мы чувствуем его тогда, когда Елена приходит в храм как в лавку, оказывающую услуги определенного рода. Мы погружаемся в него, когда заходим в квартиру семьи сына Елены: главу семейства не интересует ничего, кроме пива и орешков, а сын, наигравшись в видеоигры, идет с друзьями из подъезда участвовать в разборках между районными группировками. И самое страшное даже не то, что мы открыли Аду двери и окна, а то, что мы до сих пор не замечаем этого.
Конец фильма является предупреждением для тех, кто думает, что достаточно только обеспечить материальные потребности человека, как он сразу же станет высоконравственным. Семья сына Елены вселяется в богатую и роскошную квартиру Владимира, но не облагораживается ею, а, наоборот, начинает превращать в такой же Ад своё новое место обитания.
Анатолий ЗАХВАТКИН