В июле в светских и церковных СМИ, прежде всего электронных, появилось многократно растиражированное сообщение, что якобы видный церковный деятель протоиерей Всеволод Чаплин предложил ввести в Уголовный Кодекс статью за «ересь». При этом указывалось, что заявление якобы сделано священнослужителем по поводу скандала вокруг суда над организаторами выставки «Запретное искусство – 2006». Утверждалось, что Чаплин обратился к премьер-министру В.Путину и председателю Госдумы Б.Грызлову с такой инициативой. В случае принятия поправок преступникам, якобы, должно было грозить от 4 до 6-ти лет колонии строгого режима с конфискацией имущества.
Сразу же оговоримся, что заявление оказалось «уткой» недобросовестных журналистов, и ни сам всесильный протоиерей, ни кто-либо из церковного руководства с такими инициативами не выступал. Впрочем, примечательным оказалась не сама «утка», а развернувшаяся вокруг нее дискуссия. Прежде всего, забили тревогу неправославные религиозные конфессии. В условиях резкого усиления РПЦ, вторжения клерикалов в ранее закрытые для них социальные сферы (армия, школа, светские СМИ, культура и искусство) такого рода инициативы показались верующим других конфессий не столь уж нереальными. Особенно на фоне бесчисленных передач о «сектантах» по центральным телеканалам.
К ним присоединились антиклерикалы-правозащитники, которые не могут смириться с обвинительным приговором в отношении Ю.Самодурова и А.Ерофеева. Не будем сейчас обсуждать кто прав, а кто виноват (приговор еще не вступил в законную силу), но поддержка многими «профессиональными православными» стороны обвинения вызвало волну возмущения у тех деятелей искусства и культуры, которые считают, что церковь не должна вмешиваться в художественное искусство и светскую жизнь вообще.
При этом правоконсервативные околоцерковные СМИ, кажется, искренне пожалели о «фокусе с последующим разоблачением». Так, одно из них пишет: «…идея введения в УК РФ особой статьи за святотатство или ересь не кажется столь уж необычной. Подобные меры издавна существовали у всех народов мира, а в Византийской Империи постановления церковных Соборов даже приравнивались к государственным законам. Так что тут нет ничего ни нового, ни смешного. Любопытно, что наказание еретиков по закону включил в свой кодекс фактический основоположник современной юриспруденции, инициатор кодификации римского права – Император Юстиниан.
Так, может быть, российским властям пора пойти по стопам святого Юстиниана? В конце концов, во главе нашего государства тоже стоят, пусть не столь выдающиеся, но всё же юристы, а значит – наследники Юстиниана!» (последнюю фразу следовало бы «намотать на ус» тем юристам, которые надеются найти в клерикалах безропотного и надежного союзника – К.Е.).
Добавим, что подобные статьи в царском Уложении о наказаниях уже были. Только где теперь те цари?
Константин Ерофеев
Адвокат