Конец прошлого столетия. Мне было 17, и я был измучен отсутствием вариантов в христианском творчестве. Я хотел слушать песни о Боге, но слушал другую музыку, которая мне нравилась. А что было делать, если христианской альтернативы не было?
Дружки, «Октябрь-10» — момент просвещения! Jars of Clay – нереально круто! Потом хорошие люди продвинули меня дальше – Drozdы, DC Talk – предел счастья. А когда я добрался до магазина, то думал, что умру от горя, – у меня было мало денег на кассеты. Во время…
Я доставал записи христианских прогрессивных исполнителей и был счастлив, когда мне в руки попадали переписанные пленки. Видео любого качества на VHS собирало фанов вокруг голубых экранов. Одно и то же видео, одних и тех же фанов, по несколько раз в неделю. Новинки же были на вес золота. А фестивали и концертные площадки были битком набиты алчущей публикой. И я там был… в мечтах. Но моя история вряд ли уникальна. Поэтому считаю лишним описывать в подробностях все трудности и тяжбы музыкальных гурманов христианской музыки 90-х.
На сегодняшний день картинка, нарисованная выше, перевернулась. Всего много и все надоело. Идея создать очередную христианскую музыкальную группу кажется уже в корне утопичной. В 2012 — народ пресыщен. Пресыщен, но далеко не удовлетворен. Так же как и раньше, людям хочется слушать музыку, перепевать любимые песни, видеть любимых исполнителей. Но что-то все-таки очень изменилось, и что-то сильно приелось. А запросы слушателя стали гораздо более требовательны. Вопрос только в том, чего же требует народ. Качества? – Легко! Студий полно, оборудование – сверхмодное. Жанра? – Не проблема! На рынке христианской музыки огромнейший выбор направлений стиля на любой вкус.
Это все важно, но далеко не главное. Потому что на самом деле не хватает честности и глубины. Можно музычку сыграть ультрасовременную, текст написать правильный и фразы использовать крылатые. Но только если оно не прямо из сердца, значит обречено на смерть. Творец не ошибается, когда раздает дары и призвания. А человек так создан – чтобы жить внутри с правдой. Вот он и ищет ее везде. И в музыке тоже. Для фальши в душе места нет.
Я не считаю себя умелым музыкальным критиком. Но тут речь идет даже не сколько о музыке, сколько о самой жизни. «Чувства воспринимаются чувствами», как говорит Д. Добсон. Тут и критиком не надо быть, чтобы понять, цепляет произведение или нет. И где-то там, глубоко, сердце тестирует песни, группы, музыкантов и решает, что ему нужно, а что нет. И дело не в том, чтобы красиво и правильно написать, спеть и записать. А в том, чтобы ЖИТЬ жизнь по-настоящему и рассказать, как умеешь, о ней людям. И тут уж совсем не важно, с музыкой или с кистью рассказывать – главное то, что есть на самом деле.
Со слушателем и его потребностями все понятно. Надо бы теперь разобраться с коллективами, число которых постоянно растет на пространстве пост-совка. Каждый из них чего-то хочет. Каждый достигает, наверное, каких-то целей. А у меня ко всем куча вопросов. Главный – «Зачем…?» Cамореализация? КоМММерция? Куда движемся? Кому поем? Какое видение и приоритеты в жизни, потом в музыке? И так далее и тому подобное.
Поговорим об этом с ребятами, которые приняли участие в проекте «ЖИВЯК. И напишем потом в рубрике Контекста «СВЕЖАК».
Ах, как хочется искренности…
Владимир ШВЕЦ