Так говорит Дуглас Грешам, приемный сын К.С. Льюиса и продюсер фильма «Принц Каспиан», скоро выходящего на экраны, сравнивая его с «Львом, Колдуньей и Платяным Шкафом».
В конце 2005 года Дуглас Грешам с тревогой ожидал выхода фильма «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф», экранизации первой книги полюбившихся Хроник Нарнии.
Грешам был двойственно заинтересован в успехе фильма. Он был не только продюсером фильма, но так же и приемным сыном автора книги — К. С. Льюиса.
Но ему не надо было волноваться. Фильм «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф» получил сокрушительный кассовый успех, заработав более 754 миллионов долларов по всему миру.
16 мая он ожидает выхода экранизации «Принца Каспиана», второго фильма в серии, в которой четверо детей Певенси — Питер, Сьюзан, Эдмунд и Люси — возвращаются в Нарнию и обнаруживают, что это совсем иное место, чем то, которое они оставили…
Совсем недавно мы пообщались с 62-летним Грешамом, которому довелось увидеть черновой монтаж фильма. Он говорит, что фильм получился лучше, чем «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф», хотя он был адаптирован к «скудной истории», как это обозначает Грешам.
Чем вы занимались с момента выхода «Льва, Колдуньи и Платяного Шкафа»?
Дуглас Грешам: Мы начали думать о «Принце Каспиане» со дня премьеры «Льва, Колдуньи и Платяного Шкафа». Дали себе передышку, а потом серьезно занялись «Принцем Каспианом». А сейчас занимаемся подготовкой экранизации книги «Покоритель зари, или Плавание на край света».
Недавно Вы смотрели черновой монтаж «Каспиана», я правильно понимаю?
Грешам: Фильм великолепен. Я очень, очень доволен. Он больше, чем книга, отображает самое главное послание «Принца Каспиана» — возвращение к правде и истине, чести и правосудии после тысячелетия коррупции в Нарнии. Не хотелось бы этого говорить, но я думаю, что этот фильм получился лучше «Льва, Колдуньи и Платяного Шкафа».«Принц Каспиан» — это несколько скудный сюжет, но сам фильм получился лучше.
Почему вы считаете «Принца Каспиана» скудной историей?
Грешам: В этой книге нет силы «Льва, Колдуньи и Платяного Шкафа», которая основана на самой великой истории, которая когда-либо была рассказана. Такое сложно перепрыгнуть.«Принц Каспиан», если смотреть на него с точки зрения режиссера, является историей о долгой прогулке в лесу с битвой в самом конце. Это не очень хороший материал для фильма.
Было несколько сложно понять, как сделать фильм из «Принца Каспиана». В книге появляются в Нарии, садятся вокруг костра, и Трампкин рассказывает им историю принца Каспиана, что означает, что дети Певенси не появляются в половине книги. Если фильм построить по том же пути, то главные герои будут отсутствовать половину фильма, а это уже не будет фильмом.
Но рассказ Трампкина является захватывающим возвращением к прошлому. Вы хотите сказать, что не хотели оставлять детей Певенси во время предыстории о Каспиане?
Грешам: В этом случае возникло бы две полностью отдельные сюжетные линии, каждая из которых происходит в своих временных рамках. В итоге получилось бы так, что половина фильма — это история принца Каспиана, а потом внезапно в фильме появляются дети Певенси. Нам надо было объединить детей и принца Каспиана таким образом, чтобы это сработало для рассказа, и я считаю, что сценаристы прекрасно справились со своей работой.
То есть они позволили Каспиану встретиться с детьми раньше, чем в книге?
Грешам: Я не буду раскрывать все карты сейчас.
Понимаю. Но точнее можно было бы сказать…
Грешам: Я скажу вам, что делать. Посмотрите фильм, когда он выйдет на экраны. Возьмите с собой всех своих друзей и друзей своих друзей. Возьмите с собой и своих врагов, так как вы должны их тоже любить. Пригласите друзей своих врагов. И тогда вы скажите мне о том, сделали ли мы хорошую работу или нет.
Многие фанаты «Льва, Колдуньи и Платяного Шкафа» считали, что фильм было интересно смотреть, но он был похож на спектакль и в нем отсутствовали некоторые тонкости книги. Некоторые также полагали, что фильм не смог запечатлеть благоговение и величие Аслана — как лев он был слишком уж «безвреден».
Грешам: такой критики я не слышал. Все те, кто говорит со мной об Аслане, были охвачены благоговением по отношению к нему в фильме. Не знаю, как бы я отреагировал на подобную критику, так как для меня он является невероятно сильной личностью в фильме — а я, возможно, самый строгий критик в мире.
Когда команда впервые начала предвкушать экранизацию Принца Каспиана, что обсуждалось?
Грешам: Мы находились на подъеме после успеха первого фильма. Большая опасность была в том, что мы бы могли позволить себе чуточку расслабиться, и надо было удостовериться, что этого не произойдет. Мы все осознавали, чтобы подняли планку достаточно высоко, и нам придется работать еще лучше в следующий раз. Я рад сказать, что считаю, что нам это удалось.
В книге Каспиан — подросток, но Бену Барнсу исполнится двадцать семь, когда фильм выйдет на экраны. Почему на эту роль не был выбран подросток?
Грешам: Мы считали, что Каспиан не должен быть слишком молодым в фильме. Хотя Бен старше, он играет 17-летнего и весьма неплохо это делает. Также нам было нужно, чтобы Каспиан был старше для следующего фильма, так как он становится капитаном Покорителя Зари, а, в 17 или 18 лет справляться с такой ролью, да еще и с командой воинов и моряком, подчиненных тебе, не представляется возможным. Поэтому я полагаю, что он должен быть немного старше для следующего фильма. Было сложно найти самого лучшего Каспиана, и мы остановились на Бене, по большей части, потому, что он удивительно талантлив.
В трейлере к фильму он выглядит уверенным в себе, во главе происходящего, и думаю об испуганном ребенке, который убегает от короля Мираза, спасая свою жизнь. Смог ли Бел уловить эту сторону Каспиана?
Грешам: В фильме есть сцена, в которой он спасается бегством и переживает события, которые повергают в ужас, но больше этого я рассказать не могу.
Как изменилась Ваша роль с первого фильма?
Грешам: По большей части роль не изменилась. Со временем я становлюсь все более вовлеченным и больше понимаю, как делать то или это. Я искренне надеюсь, что от меня будет больше пользы производственной группе, чем просто быть кем-то, кто просто наблюдает и говорит: «Нет, этого или того мы делать не можем», или что-то подобное.
Ваш официальный статус?
Грешам: Со-продюсер. Но не существует какого-то определенного статуса, который описывает то, чем я занимаюсь, так как я нахожусь в уникальной ситуации вовлечении во все аспекты фильма и всего, что к нему относится. Я занят в написании сценария, в продаж, маркетинге — во всех аспектах. Я думаю, что Марк Джонсон (продюсер) верно это подметил, когда мы снимали фильм в Праге, я был представлен американскому послу. Посол спросил: «А что мистер Грешам делает для проекта?», и Марк ответил «О, он всему виной».
Забавно, но если серьезно, это также означает, что вы несете невероятную эмоциональную нагрузку и ответственность за то, чтобы все было правильно.
Грешам: Верно. Я чувствую большую ответственность. Я чувствую, что унаследовал практически священный долг, и от меня зависит распорядиться им наилучшим образом. Но я выполнял эту конкретную задачу на протяжении большей части 25‑30 лет в компании К. С. Льюиса, с книгами как таковыми, стараясь убедиться, что все что написал Джек, доступно общественности.
Как представитель Джека и собственности семьи Льюис, как часто Вы оказываясь на съемочной площадке или в монтажной, спрашиваете себя: «А что бы сделал Джек»?
Грешам: Я задаю себе другой вопрос. И звучит он так: «А что бы Джек хотел, чтобы я сделал?» и «А что бы Святой Дух хотел, чтобы я сделал?» Конечно, Джека уже нет в живых, но я искренне надеюсь, что он был пришел в восторг от того, что я сделал с его историями о Нарнии в фильме. Но я не могу поставить себя на место Джека и спросить себя: «А что бы Джек сделал сейчас?». Скорее: «А что бы Джек хотел, чтобы я сделал в этих обстоятельствах?» И более важный — И Джек согласился бы — «А что бы Святой Дух хотел, чтобы я сделал?»
Расскажите о переходе от Эндрю Адамсона, режиссера первых двух фильмов о Нарии к Майклу Аптеду, который будет ставить «Покорителя Зари» (ожидается в 2010)?
Грешам: Думаю, я получу невероятное удовольствие от работы с Майклом. Конечно, мне будет не хватать Эндрю, но понимаю, почему он это делает. Поэтому в то время как я теряю кого-то, с кем работал в течение шести или семи лет, я начинаю работу с другим режиссером, который столь же опытен. У меня большие надежды на то, что мы сделаем фильм, который будет еще лучше — хотя Эндрю, возможно, стукнул меня по голове за то, что я это сказал — фильм «Покоритель Зари».
Как Вы понимаете уход Эндрю?
Грешам: во-первых он устал. Эндрю работал на нас в течение длительного времени, и работал он исключительно много. Нелегко создавать такие фильмы; они невероятно сложны, очень подробны и требуют всего того, что может дать режиссер. Когда Эндрю присоединился нам, он был молод, недавно женился, и у него не было детей. Теперь у него подрастают две дочери, и он хочет больше времени проводить с семьей.
Когда я проводил с вами интервью в 2005 году, Вы сказали, что у Вас был характер Эдмунда, но Вы работаете на тем, чтобы быть как Люси. Это все еще применимо к Вам?
Грешам: Полагаю, что да — в духовном плане, определенно. Люси — героиня, которой я всегда восхищался, но Эдмунд был тем, кем был в течение долгого времени. Я все еще работаю над той верой, которая есть у Люси.
Я где-то прочитал, что Вы «полностью отдали» свою жизнь Богу в 1990 году. Как бы Вы описали это путешествие? Вы ушли от веры и позже вернулись обратно?
Грешам: Проблема заключается в том, как вы определяете «веру». Мы слишком вольно используем этот термин. Я всегда верил в Бога и Иисуса Христа, как сам Дьявол. Вера в этом понимании не достаточна, чтобы сделать вас христианином. Я думаю, что верный христианин — это тот, кто живет, посвящая жизнь Богу и Христу, и требует от себя определенного подчинения Божьей воле.
Моей проблемой много лет было именно то, что хотя я верил в Бога и Иисуса, я не никому, кроме себя, не давал власти над своей жизнью. И поэтому, в каком-то смысле, я прославлял себя, сделал себя богом.
Что изменилось в 1990?
Грешам: Я пытался кому-то помочь, но так как я жил, основываясь на собственном интеллекте, все пошло не так, и многим людям были доставлены неприятности. Мне пришлось взглянуться на себя, долго, внимательно и обстоятельно. Я осознал, что прожил свою жизнь в самонадеянности, обмане и гордости, что я не был достоин управлять человеческой жизнью. Я понял, что лучше передам свою жизнь тому, кто действительно достоин. А кто еще может лучше управлять человеческой жизнью, чем Тот, кто изначально ее создал?
Марк Моринг
Оригинал опубликован на сайтe: www.christianitytoday.com
Перевод: Мария Ерохина