Имя Фрэнка Перетти довольно хорошо известно любителям жанра духовного триллера. Такие его произведения как «Тьма века сего», «Клятва» и «Пророк» снискали большую популярность у молодых читателей. Борьба сил тьмы и света обрисована настолько захватывающе и динамично, что очень сложно раз взявшись за книгу, отложить её в сторону. Тем не менее, перечитывать эти книги вы вряд ли будете. Что, в принципе, обычное дело для развлекательной литературы.
В вышедшей в 1999 году книге «Посещение» автор неожиданно для читателя выходит за пределы излюбленного жанра. Нет, как и обычно, с этой книгой будет очень приятно проводить долгие зимние вечера и темные ночи, оглядываясь через плечо от каждого шороха. Но её несравненное достоинство в том, что Перетти в этой книге уделил большое внимание проблемам современного христианства и описанию духовного развития героев. Вообще, хорошо прослеживается глубокая психологическая проработка главных персонажей.
Теперь вкратце о сюжете. В захолустном американском городке объявляется некто, называющий себя Мессией, он творит чудеса, собирает вокруг себя многочисленных почитателей. Только бывший пастор Трэвис Джордан со своим преемником не впадает во всеобщее ликование. Почему?
Да просто у него слишком большой опыт общения с различными «христианскими» деятелями и организациями. В его воспоминаниях перед нами проходят образы самых разных церквей. Вот маленькая домашняя церковь, в которой каждый придерживается своих, каких бы то ни было странных взглядов («Энди Смит ездил на машине с пустым бензобаком в полной уверенности, что Господь не даст двигателю заглохнуть»). Вот харизматическая церковь, где исцеления и другие чудеса ставятся во главу угла («Люди стояли на коленях возле скамей, склонялись над алтарем и сидели на полу – и все очень громко ругались с болезнями»). Вот мега-церковь, которая напоминает фабрику, где пасторам нет никакого дела до отдельного человека («Мы поговорим об этом после, брат»). Вот консервативная церковь, где самое главное оружие – страх перед наказанием, как небесным, так и церковным («Вы созрели для суда»!). Стоит ли удивляться тому, что главный герой смотрит на все церковные дела гораздо более трезвым взглядом. Он не впадает в эйфорию при виде различных чудес и других «проявлений Святого Духа», что позволяет многим людям даже упрекнуть его в отступничестве от Бога. Но не будем скоры на суд – только ли критика исходит из уст автора (ведь произведение, скорее всего, во многом автобиографическое)?
Когда мы смотрим на жизнь главного героя, первое, что бросается в глаза – его искренность. Он не пытается переложить ответственность за свои проблемы в отношениях с Богом на кого-то третьего. Он честно говорит о своём духовном состоянии: «Иисус казался бесконечно далеким, и, странное дело, меня это вполне устраивало. Я не хотел разговаривать с Ним; я боялся слов, которые Он может сказать мне».
Но совершенно ясно, что человек, имевший общение с Богом, не сможет постоянно пребывать в таком анабиозе: «Один несомненный факт определял мой жизненный путь – я глубоко любил Бога и хотел служить Ему». И эту любовь Трэвис Джордан проносит через всю свою жизнь. Все его столкновения с церковными деятелями как раз и продиктованы ею. Ведь как можно оставаться равнодушным, видя грубое несоответствие того, что часто преподносится с кафедр, учению Христа?
Тем не менее, очень радует, что Перетти не застывает навеки в своем критическом отношении к современным христианским церквям. Есть в его романе церковь, которую можно назвать действительно светом для мира. Церковь, состоящая из самых разных людей, далеко не всегда совершенных, но «именно они имеют значение для Иисуса». Поэтому мы и не удивляемся, когда бывший пастор, кажущийся его преемнику сухим рационалистом, говорит ему со слезами на глазах: «Кайл, не давай никому погасить огонь, горящий в твоей душе!» Ведь, несмотря на критическую позицию автора, именно эти слова проходят через всю книгу красной нитью и являются ключом для её понимания.
P.S. В 2006 году по книге Перетти был снят фильм “Visitation” (русские переводы – «Пришествие», «И пришел Он»). К сожалению, «остались от козлика лишь рожки да ножки»: одна только остросюжетная линия, да и та снята в «лучших» традициях малобюджетных треш-фильмов. Ничего не потеряете, если не посмотрите.
Анатолий ЗАХВАТКИН