В 1999 в Санкт-Петербурге прошла первая христианская книжная ярмарка. Единственным моим приобретением на ней была кассета Сергея Бриксы. Я купил ее по совету друга, послушал пару раз и этого хватило. Теперь даже не вспомню, какие песни были на ней. Пока я выбирал, продавец советовал мне приобрести кассету группы «Масада» — «Доброе имя», но название было неизвестное, а Бриксу все знали, это и повлияло на выбор. Спустя какое-то время услышал «Доброе имя» у другого своего знакомого, и этот альбом не наскучил мне до сих пор.
Удивительно, что в то время, когда наиболее творческая часть молодежи с удовольствием слушала альбом «Масады», руководство церкви этого, как минимум, не одобряло, а находились и те, кто запрещал своим прихожанам слушать его, не признавая это христианским творчеством. Если такое понятие как христианский андеграунд имеет право на существование, то в то время это была именно группа «Масада», которую мы слушали, когда собирались вместе, когда нас не слышали «добрые люди», о которых пелось в песне из другого популярного в то время альбома «Октябрь 10».
Христианский андеграунд существует, но разве это правильно? Думаю, все согласятся, что нет, но придут они к этому выводу разными путями. Кто-то скажет, что культура андеграунда возникает из неповиновения, а неповиновение — это гордыня и все этому сопутствующее, поэтому всем надо просто перестать смотреть, слушать и читать то, что они считают неправильным. Другие скажут, что андеграунд не должен существовать, потому что не должно быть запретов на то, что нам смотреть, слушать и читать. Как правило, все запреты возникают из-за непонимания — разве не страшно, что кто-то не понял и запретил нечто такое, в чем другие получают утешение, ощущают присутствие Бога, от чего плавятся сердца и на глаза наворачиваются слезы? Сколько раз нечто непонятое и запрещенное становилось нормальным явлением? Реп музыка, например.
Но все эти мнения не приводят нас к решению вопроса об андеграунде, и он продолжит свое существование, в конечном счете, обновляя «кровь» наших церквей. А мы же будем стараться сделать его для вас более понятным, разбирая это культурное явления с точки зрения христианина.
Николай ЕРОХИН