Можем ли мы распознать какие-то явные признаки христианского хипстера в этом сбивающем с толку мире намеренно замазанных различий и переопределённых категорий?
Что делает церковь «хипстерской»? Есть ли у неё название в одно слово или греческого происхождения, или что-то напоминающее о мироздании? Часто ли пастор пользуется словами вроде царство, подлинность и справедливость, и пропускает в проповедях такие имена, как Н. Т. Райт? Рекламирует ли церковь безглютеновую возможность при причащении? Если ответ на все эти вопросы – «да», это церковь хипстерская.
Конечно, это чрезмерное упрощение. Хипстерское христианство, которое я открыл для себя, проводя исследования для своей книги – после чего я стал ездить по хипстерским церквам и беседовать с их прихожанами по всей стране – на самом деле сложно и разнообразно в своих воплощениях, хотя и не столько разнообразно в этническом и социально-экономическом плане. Хипстерское христианство – это не монолитная субкультура, которая легко укладывалась бы в наши категории, но у него определённо есть некоторые узнаваемые характеристики.
Одно, что можно по справедливости сказать о хипстерском христианстве – это то, что оно часто стремится эпатировать публику. Возьмите, например, церковь «Марс Хилл» в Сиэтле – «мекку» христианских хипстеров, где служит Марк Дрисколл, задающий неокальвинистскому христианству направление «Говард Стерн». В то воскресенье, когда я был в его церкви, Дрисколл проповедовал о танце Маханаим в Песне Песней (который он назвал «древним стриптизом» и «одним из самых пылких текстов в Библии»). В ходе проповеди Дрисколл, похожий на метросексуального диджея в тесной футболке в стиле Эда Харди, ожерелье с крестами и с причёской в стиле фо-хок, говорил о том, что жёны должны проявлять к своим мужьям «визуальную щедрость» (напр., им не надо выключать свет, когда они раздеваются и занимаются сексом). Я никогда не думал, что услышу такие вещи от проповедника с кафедры. И в этом и есть вся суть.
Внимание, уделяемое в хипстерском христианстве эпатажу, проявляется и в других вещах. Некоторые церкви проводят службы в барах и ночных клубах – «Мозаика» и Лос-Анджелесе собирается в ночном клубе «Майян», а «Северно-Бруклинский Виноградник» в Нью-Йорке – в месте под названием «Трэш-бар». Некоторые церкви, например, чикагская «Благодать», устраивают у себя дегустации вина или регулярные вылазки в микропивоварни. Несколько лет назад я даже бывал в одной англиканской церкви, которая финансировала пикник с лучшими винами, пивом и набором сигар из личной коллекции священника. Другие церкви концентрируются больше на эпатирующих проповедях, роясь в таких щекотливых темах, как гомосексуализм, жестокое обращение с детьми, торговля проститутками, ВИЧ/СПИД и т.д., иногда бросая для вкуса один-два матюка.
Ещё один отличительный признак хипстерского христианства – это музыка на богослужениях. В соответствии с общим мотивом всего хипстерства «избегай делать то, что делают все», большинство из посещённых мною хипстерских церквей, как представляется, покончили с роком в стиле таких звёзд, как «Ю-2», который сейчас преобладает в евангелических мегацерквах. Во многих из них старинные песнопения предпочитаются современным сочинениям для хоров.
В то воскресенье, когда я был в пресвитерианской церкви «Воскресение» в Вильямсбурге (Бруклин, сердце хипстерской культуры всего мира), музыка была лаконичной (один певец и один инструменталист), акустической, старой и благоговейной. На богослужении пели только старинные гимны, включая Immortal, Invisible, God Only Wise и Fairest Lord Jesus. В зале почти не было людей старше 35 лет.
Хипстерское христианство выражает себя и в богословии, в проповедях, где часто подчёркиваются идеи о заветах и о «новом творении», а также в попытках сконструировать более экклесиологичное и общинно-центричное понимание спасения. Такие вещи как привлечение душ и стремление к небесам приглушаются в пользу представления о том, что небеса сойдут на землю и обновят повреждённое мироздание. Таким образом, мир важен. Это не кусок гниющего хвороста, из которого все мы однажды уйдём на небо. Это место обновлённого царства. Всё это привлекает внимание христиан-хипстеров к таким вещам, как социальная справедливость, защита окружающей среды и искусство, потому что, если Бог строит Своё царство на земле, всё это важно.
Бретт Мак-Крэкен, автор книги «Клевое христианство: столкновение Церкви с неформализмом» (2010)
Первоисточник christianitytoday
Перевод Евгений ЖАРОВ
Завтра окончание: Хиптерская вера. Часть 4 — Маленькие, да удаленькие
Спасибо за статью.
ne ponyala chem NT Wright ne ygodil?
И снова отмечу что тон оригинала и перевода отличается. Есть у меня подозрение что переводчик пытается донести свое отношение к явлению. Между строк, так сказать.