Наверное, каждый из нас видел афиши новой акции «Любимый город без руин». Нам предлагают сообщить о заброшенном доме и недострое. А скольких зданий город лишился, и получилось так, что мы уже и не представляем, что когда-то могло быть иначе? Что сейчас переживает Невский проспект?! А ведь таких потерь не было даже в дни блокады. Тогда город лишился только пары домов на главной улице города, и огорчались из-за потерянных навсегда уникальных авторских ограждений балконов. То, что мы видим сейчас, это послевоенная типовая компенсация.
Сейчас мы переживаем важное время — на наших глазах заново формируется город. Но мы должны помнить именно тот город, который нас воспитал и сформировал. А нам, как христианам, было бы неплохо знать свои корни в этом городе и вспомнить то, что было потеряно. Я предлагаю начать с самого старого участка города, который все еще сохранил планировку со времен Петра 1 – Коломны.
На очень выгодном в градостроительном отношении участке, у соединения Большой Морской улицы с набережной реки Мойки, в 1862-1864 годах была построена иноверческая для Петербурга Реформаторская церковь, которая выделялась своими архитектурно-художественными достоинствами и была высотной доминантой окружающей застройки. Высота колокольни вместе с крестом составляла 64 метра и удачно замыкала перспективы набережных. Она была выполнена в неороманском стиле архитектором Г. Э. Боссе, который, являясь членом реформаторской общины, начал разрабатывать проекты еще в1854-1855годах.
Церковь отличалась удачным масштабом и рациональной планировкой. Довольно большой зал на 1200 человек был украшен витражом, а на нижнем этаже находилась квартира пастора. Это была одна из первых построек в Петербурге в кирпичной отделке. Продумывая особенности здания церкви, Боссе исходил из ограниченных денежных средств общины. Выгода состояла и в том, что кирпичные постройки не требуют усиленного ежегодного ремонта в нашем всеразрушающем климате. После пожара в 1872 году здание за два года восстановил архитектор К. К. Рахау, который внес небольшие изменения в первоначальный проект. Он заменил деревянные конструкции крыши на металлические. По иронии судьбы, спасенное от стихийного бедствия здание в ХХ веке не могло противостать «человеческому фактору» и было практически уничтожено в 1930-е годы. Архитекторы П. М. Гринберг и Г. С. Райц полностью перестроили его в конструктивистских формах под Дворец культуры работников связи. В таком виде здание существует и по сей день.
В следующем номере мы расскажем про евангелическо-лютеранскую церковь Святого Петра.
Екатерина КОВАЛЕВА
При подготовке материала была использована литература Андреевой В. А. (исследователь архитектуры Петербурга 18-20 веков)