15 главных просоветских христианских рок-альбомов
Ни для кого не секрет, что постсоветская христианская рок-сцена не развита, и в основе ее лежит только лишь желание некоторых христианских музыкантов нести евангелие через рок-музыку, или же их просто занимает сам творческий процесс. Но хорошие новые христианские рок-альбомы выходят крайне редко, а старые, коих не много, давно уже затерты до дыр. Отечественных христианских групп много, но основная их масса по своему уровню не дотягивает даже до посредственного исполнения, поскольку многие делают основной акцент не на развитии творчества, а лишь на текстовый перегруз христианским “сленгом” и отчаянную попытку “заевангелизировать” всех, кто услышит их песни. И чаще случается так, что подобные потуги не получают никакого внимания или даже понимания. Но, к счастью, есть довольно яркие примеры интересных христианских рок-исполнителей и рок-групп. Согласитесь, многие из нас “сидели” на альбомах “Дружков” и “Нового Иерусалима” еще до того, как услышали “Jesus Freak” и с удивлением открыли для себя куда более богатую на таланты и яркие моменты зарубежную христианскую музыку.
Может вы и скажете, что отечественная христианская музыка была интересной лишь до конца 90-х, но и после появлялись, пусть редко, но метко НАШИ христианские группы, заслуживающие внимания, а это: “Фимiам”, “Далеко”, “Holy Blood”, “G.O.N.G”, и ряд других интересных команд.
Мы отобрали 15 “наших” христианских рок-альбомов, которые оставили наиболее яркий отпечаток в истории нашей христианской рок-музыки и сегодня заслуживают того, чтобы быть в каждом доме.
Трубный Зов – Трубный Зов (1982).
Даже не пытайтесь спорить с тем, что это лучший, или, по меньшей мере, самый важный рок-альбом, записанный представителями отечественной христианской рок-сцены. Записанный тайно под Таллинном и ставший первым в “совке” — рок-альбом “Трубный Зов” Сергея Тимохина и Валерия Баринова получил свой эфир лишь на волнах радио “Голос Америки”. А когда музыканты отправились в Финляндию с целью записать вторую пластинку, их задержали на границе, после чего Тимохин получил два года исправительных работ, а Баринов сначала был отправлен в психиатрическую клинику, а затем в колонию отбывать срок по обвинению в попытке незаконного пересечения границы. История поистине незаурядная. И не удивительно, что во время прослушивания этой легендарной рок-оперы, сделанной более 25 лет назад, до сих пор бегут “мурашки” по коже! “Есть, есть еще время покайтесь! Есть, есть еще место спасайтесь!” — безусловно, самый сильный и прямолинейный манифест в истории отечественного христианского рока. Этот альбом полностью объясняет смысл христианского рока.
Мономах – Мономах (1989).
Порой спорные для евангельских христиан (протестантов) тексты песен этой, практически, первопроходческой православной хард-рок группы ни в ком случае не являются поводом для “игнора” этого великолепного альбома. Такие мощнейшие христианские рок-гимны, как “Покайся, брат” и “Русский крест”, будто бы, специально записанные для стадионных выступлений, осмелюсь назвать одними из самых великих песен, написанных отечественными рок-музыкантами, посвятившим свое творчество христианской тематике. Православие, патриотизм, хард-рок, но все это не навязчиво и очень интересно. Единственный минус альбома – обложка, больше похожая на фантик из под конфет. В 1994-м вышел легендарный винил — «Антология Христианского рока» — первый официальный сборник христианского рока, куда вошли песни «Мономаха», «Нового Завета», «Трубного Зова», «Пилигрима» и «Если».
Дружки – Ступени (1994).
В наши дни дебютный альбом двух тогда еще новообращенных христиан Геры Алексеева и Николая Скученкова — настоящая классика (“Картинки” были записаны в дохристианские дни группы — примечание), но в год выхода он был, практически, лишен внимания и, как однажды сказали сами музыканты, “никому не нужным”. “Ступени” – безусловно, самый теплый, нежный и духовный альбом группы, давно и не раз менявшей жанровую ориентацию. “Новелла о Нем”, “Боже милый”, “Не привыкайте к чудесам”, “Шут на горе”, “Ночная женщина”, “Я жажду петь” – все эти песни сами по себе бесценны. И, конечно же, самой главной жемчужиной альбома является бесподобный голос Скученкова. Такой альбом могли записать только в Питере, и только питерские музыканты.
Дружки — Октябрь 10 (1997).
Все очень просто: “Октябрь 10” — главный альбом главной российской христианской рок-группы, включивший в себя “краеугольные камни” их творчества – “Дорога домой”, “Написано”, “Рассвет над городом”, “Любовь”, “Немой крик”, “Это был ангел” – практически основная квинтэссенция творчества “Дружков”. Конечно же, большая заслуга в добавлении яркости и разнообразия музыкальной палитры альбома лежит на плечах мульти-инструменталиста Сергея Ахунова, без которого группа возможно никогда бы не добилась такого сильного эффекта. Именно после выхода “Октября” “Дружки” стали главной российской христианской рок-группой, как они того и заслуживали.
Новый Иерусалим – Ну что ты думаешь об этом? (1997).
Такой же значимый и народный, как в Штатах “Jesus Freak” группы DC Talk — “ Ну что ты думаешь об этом” стал самым революционным НАШИМ христианским рок-альбомом, успех которого в “постсовке” до сих пор никто не повторил. В Беларуси с песней “Я знаю любовь” Новый Иерусалим достигли мэйнстрима и стали одной из самых видных групп страны. Достичь тех же высот не получилось больше ни у кого из христианских рок-исполнителей 90-х. Сегодня подобным альбомом уже не удивишь, но тогда в 1997-м это была невероятная “круть”. Тем не менее, альбом все еще цепляет, особенно такими песнями, как “Божий дизайн”, “День как день” и упомянутой “Я знаю любовь”.
Вiн Знає — Мiй Бог (1998).
Может кто-то и не согласится, но я считаю, что “Мiй Бог” является самым недооцененным христианским рок-альбом. Возможно, он не был замечен лишь по той причине, что записан он был простыми “хлопцами” из Тернополя, и вышел уже после всеобщего заболевания “новоиерусалимским” – “Ну что ты думаешь об этом?” и “дружсковским” “октябрем”. Но такой взрывной хит, как “Потяг” (больше известен как “Поезд”) мог бы запросто стать сильным конкурентом для хитов вроде упомянутого “Ну что ты думаешь об этом?” или “Дороги Домой” Дружков. Маломальскую популярность альбом обрел в свое время лишь благодаря топ-листу киевского сайта “Эммануил”. Может музыканты группы обидятся, но именно “Мiй Бог”, вне всякого сомнения, пик их творчества.
Новое Поколение – Исход (1998).
Мощный мюзикл “Исход” является грандиозной работой, если не лучшим мюзиклом “Нового Поколения” вообще. “Исход”, возможно, мог бы сравниться с “Трубным Зовом”, если бы не тот факт, что “Трубный Зов” — самая великая рок-опера в рамках отечественной христианской музыки. Но, тем не менее, от прослушивания “Исхода” бегут мурашки по коже не меньше, чем от шедевра Баринова и Тимохина. Это выдающийся альбом и лучший рок-мюзикл Алексея Ледяева, который по его же словам и сегодня пользуется немалым спросом.
Масада – Доброе Имя (1998).
Открывающий альбом заглавный трек сразу вызывает ассоциации с хиппи, которые едут в автобусе “фольцваген”, с венками из цветов на голове, распевая строчки — “Святое, великое, всесильное…”. Наличие у Косячкова таланта подтверждается с выходом каждого его нового альбома, но, как мне кажется, именно “Доброе Имя” – его творческий звездный час, пусть даже не принесший ему ощутимых финансовых ресурсов. Как сказал один мой знакомый: “В альбоме “Доброе Имя” нет ни одной прямой христианской песни, но Иисус там буквально из каждой строчки выглядывает”. И с этим я полностью согласен. И от себя хочу добавить, что “Сегодня и завтра” – самая красивая песня, написанная украинскими христианскими рок-музыкантами.
Drozdy – Неопознанный объект (1999).
После выхода этого альбома, Леха Дрозд серьезно зарекомендовал себя и свою группу, и казалось, что вот-вот они смогут записать нечто невероятное для отечественной христианской рок-сцены и подняться на очень высокий уровень в украинском мэйнстриме. Но этого так и не произошло и “Неопознанный объект” так и остался самым осмысленным альбомом в дискографии группы. Очень смешенный музыкальный стиль вывел “Неопознанный объект”, практически, за все жанровые рамки, и из посредственной группы из Николаева “Дрозды” стали одной из самых видных молодых рок-групп Украины.
Исайя – Притчи (1999).
Белорусские христианские “редхотчиллипепперсы” Исаия стали первой настоящей альтернативной рок-группой отечественной христианской сцены, но так и не получили того внимания, которого заслуживали. Дебютный альбом Исаии был гораздо жестче Дроздов и Нового Иерусалима (периода вышеупомянутого – “Ну что ты думаешь об этом?”), да и “рубили” парни гораздо веселее и задорнее. На мой взгляд, группа могла остановиться на этом альбоме, но потом вышел второй и последний диск в их дискографии — “Сублимация света”, который почти никому не понравился, хоть и был выполнен на более высоком уровне с технической точки зрения.
Корни — Исайя (1999).
“Взрослый, глубокий и умный” — именно эти эпитеты вырываются из уст, когда хочется описать в нескольких словах впечатление от прослушивания этого альбома, единственными минусом которого является качество записи. Второй альбом “Корней” получился почти весь в фолк-ключе. Прежде из обращенных христиан “постсовка” никто такого не делал. Что и говорить, команда и в самом деле была очень яркой, вот только после смены названия, по всем понятной причине, для большинства группа ушла в тень и многие сегодня не знают кто такие Mezzamo, хотя время от времени их можно увидеть на O2 ТВ и А1.
Если – Златая Русь (2000).
Уверен, что без Стаса Бартенева и его группы Если, глашатаев от православного рока, этот список был бы неполным. Музыка группы пришлась по вкусу многим протестантам вопреки предрассудкам относительно вражды между православием и протестантизмом. До популярности Кинчева Бартеневу далеко, как до Луны, но, именно, он является одним из отцов-основателей православного рока. Со Стасом играли музыканты из таких группы, как СерьГа, Би-2, Калинов Мост и д.р., что уже свидетельствует о серьезном подходе. Тем не менее, творчество Бартенева сможет по достоинству оценить далеко не каждый и многим он покажется больше бардом, чем рок-музыкантом.
Дружки — Иди-лети (2000).
Не став таким же народным как “Октябрь 10”, “Иди-лети”, тем не менее, с лихвой обгонят его по техническим характеристикам. Основательно сменив стиль, Гера и Ахун создали самый мощный альбом в рамках отечественной христианской рок-музыки, превзойдя всех и даже самих себя. При том факте, что на альбоме нет проходных песен, все же хочется выделить наиболее удачные — “Июль”, “Бог придет”, “Время собирать камни”, “Иди-лети” и “Свеча”, и их стилистика давала ясно понять, насколько парни серьезно двигались в своей музыкальной эволюции. И сегодня, после творческого успеха “Иди-лети”, группа уже не удивляет ничем новым. “Иди-лети” это чуть ли не “Dark side of the moon” отечественного христианского рока.
Константин Косячков – Золото (2002).
То, что “постмасадовское” творчество Кости Косячкова будет интересным — сомнений не вызывало, ведь по большому счету, он и был “Масадой”. Фольклора стало меньше, но Костя не изменил своему безупречному вкусу и записал уникальный и очень яркий сольный альбом. Возможно он единственный из отечественных христианских рок-музыкантов, кто может переполнять свои тексты евангелизационными посылами, но так, чтобы это никого не утомляло, но вдохновляло и поднимало. В этом он, конечно же, ас, так сказать, “Боб Дилан отечественного христианского рока”
Геша Ушивец — Деревянные крылья (2004).
Если бы Гарик Сукачев принял Христа, то возможно именно такой материал он бы и записывал, но на альбоме поет не Гарик, а Геша – единственный и неповторимый, в свом роде, “фрик-рокер” от нашей христианской рок-сцены. Шквал разудалых и развеселых песен сделали его чуть ли не самой яркой рок-фигурой украинской христианской рок-тусовки. Кто-то считает его неадекватным безумцем, другие уверены, что Геша опередил время, но то, что он смог в одночасье осмелиться на то, чего не удалось никому, а именно: заиграть абсолютно бесшабашный христианский рок — факт. Но, учитывая то, как вяло развивается христианская сцена бывшего СССР, заявление о том, что Геша “опередил время”, скорей всего, небеспочвенное.
СорочИнский