Да, они пришли к нам не вовремя.
Мы не были готовы их встретить.
Мы не готовы к этому и сейчас.
А., Б. Стругацкие
«Дело об убийстве, или отель «У погибшего альпиниста»
Сперва риторический вопрос.
Для акцента выделю его жирным шрифтом, настолько он волнителен.
Вот он:
Должен ли инспектор полиции верить на слово первому встречному инопланетянину?
Если гуманоид хочет просто вернуться домой?
Мамой клянется, что сюда занесло случайно..
Мол, летел на Сатурн разнимать пьяных, и вот..
Пустые карманы выворачивает..
Чернозем из под когтей ссыпает..
Уговаривает связаться с астрономами, они видели, как его сбили..
Приглашает инспектора сопроводить его до дома, чтоб самому убедиться..
От кислородного удушья в обморок падает в конце концов..
Как быть?
Как поступит инспектор?
Я бы уступил. Я лицо безответственное. Для меня, если циклоп смотрит в глаза и грамотно говорит, значит он добряк.
Инспектор Питер Глебски, герой братьев Стругацких в «Отеле «У погибшего альпиниста», как известно, на уговоры кибернетика Симонэ и хозяина отеля Алека Сневара не пошел, и инопланетного Мозеса с подручными не отпустил.
И правильно сделал.
Настоящий профессионал.
Потому что только простофиля и романтик верит первому встречному гению, гуманоиду или богу.
Деловые люди так не поступают. Деловые доверяют, но проверяют. Сколько проверяют? – Сколько новоявленного гения, гуманоида и бога проверяют, столько и проверяют. Время, в данном случае, не имеет никакого значения.
Лучше проверять до смерти. Обычно только после смерти добрые гении, гуманоиды и боги проявляют свои лучшие качества. До их телесной кончины есть большая вероятность напороться на очередного заоблачного афериста со всеми вытекающими апокалиптическими последствиями. – Думать надо.
И все бы хорошо, да только нашелся в человечестве серьезный, деловой, ответственный персонаж, который взял и поверил на слово первому встречному богу.
Даже хуже – поверил чужому, неизвестному, из ниоткуда взявшемуся богу.
Поверил без проверки, рискнув всем самым дорогим.
И что самое поразительное – поверил ОБЕЩАНИЮ первого встречного бога, которое, внимание, выглядело абсолютной разводкой.
Вот оно:
Бытие глава 12: 1-3, глава 13: 14-17, глава 15: 1-5.
Специально утрирую. Снимите христианские очки и посмотрите на эти канонические тексты взглядом нового римлянина слесаря дяди Юры, который однажды сказал: «Ну а что Христос? Постоянной работы не имел, квартиры не имел, бродяжничал себе по Индии, или где там»..
Вслушайтесь:
– Аврам, видишь звездное небо?
– Вижу, Господи..
– Оно твое. Все. Целиком.
– Здорово, Господи..
– Аврам, во второй раз возведи очи твои и обозри горизонт.
– Обозрел, Господи..
– Нравится?
– Очень..
– Горизонт твой, Аврам..
– Ух-ты..
– Аврам, а теперь видишь песок земной?
– Он что, тоже мой?
– Твой..
– И что мне нужно сделать, чтобы все это на самом деле приобрести?
– ВСЕ. – Собери семью, вещи, продай квартиру, закрой бизнес, сними со счетов все сбережения и следуй туда, куда Я тебе укажу.
– Извини, Господи, а туда, куда Я тебе укажу, это где?
– Это там, куда Я тебя приведу.
– Хорошо, Господи, понял. А навигатор можно настроить?
– Я твой Навигатор..
*** *** ***
Хороший разговор, не правда ли? Это еще упрощенный вариант. На самом деле, как мы все наизусть знаем, в этих Диалогах речь шла о самом больном месте Авраама – долгожданном сыне, а так же о пожизненном Покровительстве от всех и вся.
Гм-м.
Не слишком ли много обещаний для короткого знакомства?
Не слишком ли большие требования для первого встречного бога?
*** *** ***
Посмотрим еще пример.
Вся книга Исход.
– Израиль! – Let my people go!
– Куда, Моисей?
– Через пустыню! В Землю Обетованную!
– Земля Обетованная? – А это что?
– ВСЕ!
Хорошо. Вышли. Идут по пустыне. Год, второй, третий, десятый..
– Моисей, так когда же? Хватит по кругу топтаться. Плохо нам тут, разве вы с твоим Богом не видите?
– Смотри-ка, плохо им! А вы не видите, что одежда ваша не тлеет и сандалии не сыплются?
– Да?
– Вглядитесь!
– Ого. Точно-о-о..
– Здорово, правда? Чудо! У кого так?
– Если честно не очень. А нельзя нам просто, как всем прочим мерзким язычникам с зарплаты самим на рынок за сандальками бегать?
– Нельзя!
– Почему?
– Вы – ИЗБРАНЫ!
– Для чего?
– ДЛЯ ВСЕГО!
*** *** ***
Теперь Новый Завет. – Евангелие от Матфея 19: 16-22, Ев. Марка 10:17-31, Ев. Луки 18:18-30
Самый классический пример. Юный олигарх первый раз в жизни видит живого Пророка, рысью бежит к Нему и, вспоров коленями в песке две метровые лыжни, покорно замирает у Его ног (Ев. Марка 10:17).
Все.
Молодец.
Приземлился.
Дальше следует азбучный диалог отмеченный аж тремя евангелистами Матфеем, Лукой и Марком. Не знаю, правда, чем заслужил этот мажор столько чести? Думается мне, пиши Евангелие пророк Даниил, то эпизод с богатеньким Буратиной был бы опущен. – У Даниила все олигархи летели прямиком в львиный ров.
И что же спрашивает у первого встречного Мессии известный во всей округе толстосум?
– Учитель Благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
То есть, обратите внимание, он не в ученики напрашивается, а хочет просто стать еще лучше.
Дальше утрирование:
– Так что же ЕЩЕ, я должен сделать, чтобы нашему родному, старому и проверенному Богу ЕЩЕ БОЛЬШЕ ПОНРАВИТЬСЯ?
– Что еще сделать? – Да ВСЕ!
– Но я и так ВСЕ делаю.
– Да? Ты уверен? Тогда изволь-ка – Vende omnia, quae habes, et sequere me
– …и-Извините, н-не понял?..
– Продай все, раздай нищим и следуй за Мной..
– … А.. кому,..кому раздать-то? Бедным родственникам, или нищебродам?
– Тем, КОМУ БЫСТРЕЕ!
Огорчился Буратино, встал с колен, раскланялся, пришел домой, сел на крайний табурет, глаза опустил. За столом напротив отец-фермер лобио ест.
Помолчали..
Дальше гипотетический разговор нормального, здравомыслящего фермера с наследником.
– Ну что он сказал?..- спрашивает отец.
– ..Он сказал,.. что я должен продать все и следовать за Ним..
– Гм. То есть, продать твою долю?..
– Ну-да.. Все, что мне принадлежит..
– Ага. Так значит. А если я сейчас все под тебя подпишу, то ты вообще все хозяйство раздашь?
– Ну-у.. да..
– Ага. И нас с матерью оставишь жить на одну римскую пенсию?..
– ..Я слышал Он сказал, что если искать прежде Царства Божьего, то все остальное срастется..
– Хорошо сказал. Правильно. Этому вся Тора учит. Извини, пожалуйста, а если ты раздашь все пришельцам, то у наших работников, то есть, у всего хутора, тоже все срастется? В наше-то время?..
– …
– А Пилат сразу же все земли перекупит, и на месте наших земель новую казарму поставит, как он того давно хочет, тоже у народа срастется?..
-.. Но ведь отец наш Авраам продал земли и за Богом пошел..
– Авраам арендный контракт халдейских пастбищных земель продал и в Землю Обетованную пошел. Домой то есть. А ты хочешь Обетованные пахотные паи за бесценок продать..
– Почему за бесценок?
– Тебе же быстро надо. Не перебивай. Обетованные пахотные паи за бесценок продать и римским халдеям под казарму отдать, разница есть?
-…
– Что молчишь?.. К тому же, Авраам: капитал, слуг, всю свою семью, взял с собой. А ты, как я понимаю, должен в одном комплекте на сборный пункт явиться?
-.. Моисей тоже все бросил и к горящему кусту побежал..
– Сын, ты меня не слышишь? Моисей и Авраам побежали от чужого к своему.
– Но ведь Его ученики тоже все оставили и последовали за Ним.
– Эти рыбаки? – Хе! У них, кроме лодки ничего нет! И они ни за кого, кроме своих семей не отвечают. Да и сети они, от мужиков слышал, нет-нет да забрасывают. А ты сможешь хотя бы раз в полгода на ферму заглянуть? Вот почему твои рыбаки свою лодку, как пророк Елисей, соседям на дрова не распилили? Разве это честно? Если уж раздаем добро нищим, то всей компанией раздаем.
– Среди них есть один налоговый инспектор. У него было состояние, он все раздал..
– Коллаборационист? Награбленное?..
Снова помолчали..
– .. Если честно, пап, не настолько уж сегодня наши земли НАШИ. А еще были времена, сам знаешь, когда наоборот, по слову пророка Иеремии оставить землю Обетованную было прямой волей Божьей.
– Знаешь что, сын. Давай мы не будем больше бодаться. Я тебе сейчас кое-что расскажу, а ты подумай, есть в моем предложении рациональное зерно, или нет. Просто выслушай, а там решай. Как решишь, так и поступим. Хорошо?
Итак. Чтоб хуторяне были целы, а пророки сыты, предлагаю поступить так. Христос твой никуда не денется, он не первый год по Израилю круги наматывает. И мы ничего продавать не станем, но истинному Пророку Божию,.. что вздрогнул? – Удивлен? – Да. Я тоже верю в Иисуса из Назарета. Он – Пророк. Как и Иоанн Креститель. Который, кстати, учил не лицемерить, лишнего не брать и никого не обижать. И все. Никаких стихийных самосожжений. Но это семантика. Так вот. – Иисусу мы от души послужим. Верзеллий-то Галаадитянин, вспомни, во время смуты тоже царя Давида со свитой подкармливал. Так и мы, давай, скажем, раз в неделю, станем отправлять твоему Мессии и его рыбакам недельный провиант. Сколько их там?
– Христос, 12 апостолов и еще человек 40 актива.
– Ага – 50-60 человек. Что мы 50 человек не прокормим?
– Я не могу снова появиться пред Христом. Мне стыдно..
– А и не надо. Пусть наша помощь будет, как и подобает правоверным иудеям, анонимной.
– .. Ну не знаю?.. А до каких пор мы будем Христу помогать?
– Как Верзеллий. До воцарения истинного Царя Израиля в Иерусалиме.
– А как же Рим?
– До полной победы нового Иисуса Навина над язычниками. Ну? Разве Господь нас всех за это не благословит? По рукам, сын?..
*** *** ***
Возможно так все и было. Не обязательно богатый юноша вернулся домой и отец на него наорал.
Потом же, как это и положено у евреев, случилось обрезание, и после одной-двух гуманитарных бандеролей, помощь от богатого фермера прервалась. И каждый остался при своем, Христос – с Благодатью преумножения хлебов, Евангелия – без дальнейших упоминаний о добродетелях богатого юноши.
*** *** ***
Как бы там ни было, а трудно богатому поверить первому встречному гению, гуманоиду и богу.
Трудно, не столько из-за того, что есть что терять, богатые от того и богатые, что рисковые люди. В пределах основного капитала конечно.
И не от того, что встреча с Неизвестным сулит им кардинальные перемены – они всегда на острие.
А от того, что их самость, прихваты и капитал НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ для гениев, гуманоидов и богов абсолютно НИКАКОЙ ЦЕННОСТИ.
От того, что ВЕЛИКОЕ НЕИЗВЕСТНОЕ, ОБЕЩАЮЩЕЕ ПРОРЫВ К ЗВЕЗДАМ, «Лунной сонате», Царствию Небесному, является ОТВЕТОМ на ВЕЛИКУЮ МЕЧТУ И ПОЛНУЮ БЕСПОМОЩНОСТЬ, которой никакой врач, адвокат и бухгалтер не подмога.
*** *** ***
У Аврама с Сарой была глубокая внутрисемейная трагедия – бесплодие.
Моисей убивался за свой измученный народ..
Ассирийский военачальник Нееман тяжко страдал неизлечимой проказой..
Живой бог Египта фараон Сенусерт II поверил, что его стране грозит лютый голод, а еврейский юноша Иосиф говорит Дело..
Пророк Исайя и фарисей Савл на личной Аудиенции поняли, что вообще не знали своего БОГА..
Другой богатый юноша Елисей, вослед пророку Илии, возмечтал стать вторым еврейским космонавтом..
Киберентик Симонэ и хозяин отеля «У погибшего альпиниста» Алек Сневар всей душой хотели, чтобы Земля перестала сидеть букой в Солнечной системе и открылась братьям по галактике..
Список этот можно продолжать до бесконечности, как бесконечна сама жизнь, которая и движется благодаря тем, кто НЕ ПРОПУСТИЛ Часа Посещения своего.
*** *** ***
Необязательное послесловие.
В июне 1988 года, расквитавшись с 6 классом, я снова отдыхал в пионерском лагере. И там к нам, в соседний блок приземлились заграничные гости – чешские и польские пионеры. Ребята эти оказались просто замечательными, бесперебойно что-то стрекотали на своих, почему-то понятных нам языках, и всегда улыбались. У них даже не надо было ничего отбирать – они сами все дарили. Особенно хороши были их дискотеки с веселыми хороводами и восточноевропейской попсой. Среди поляков заметно выделялась одна тощенькая, в меру страшненькая и бесконечно добрая полячка Гоща. Я ею конечно не любовался, но искренне уважал, как волшебную палочку, которая не моя.
Но как бы не были бесконечны дни в детстве, лагерная смена скоро закончилась, и мы все, слезно обменявшись напоследок пионерскими галстуками (я с Гощей), разъехалось по своим странам. Затем, в начале июля, я сразу же стартовал в другой лагерь, потом под Курск в деревню к бабушке Луи де Фюнесу. Закрутило в общем.
Но прошло лето. Наступила осень. Снова пополз унылый школьный глист. И я сидел у себя в комнате за солдатиками. Как вдруг вошел отец и лукаво улыбаясь протянул странное, излепленное марками ПИСЬМО..
Это письмо было из Польши..
Да – это была Гоща..
Огненная капитошка полетела мне в лицо. Я загорелся! Я просто ошалел! Никогда еще девочка не писала мне писем! Тем более полячка. Срываясь на петуха я прогнал хихикающих в дверях отца с матерью, закрылся и судорожно открыл письмо. Письмо было на ломанном русском языке. И в нем, в этом письме была она – моя милая, добрая Гоща. Буквы поплыли, в ушах защебетал знакомый голосок, и я снова оказался в хороводе пионерского лагеря. В конце Гоща умоляла ответить ей и.. призналась, да – в *** ***
Я не ответил ей..
Я испугался..
Не важно, кого испугался – хихикающих родителей, или откровенности едва знакомой польской девочки, но, увы, я пропустил Час посещения Гощи.
А жаль..
Очень жаль..
Кто знает, может быть до сих пор у меня в Варшаве был бы добрый, искренний Друг…
Константин ХАРИТОНОВ