19 апреля в аэропорту Пулково австрийскую дэт-метал группу «Belphegor» встретили не взволнованные поклонники их творчества, а самые настоящие паладины Церкви в лице общества «Народный собор». Между представителями темных рыцарей и светлых паладинов Церкви завязалась словесная потасовка, закончившаяся плевками и затрещинами. После чего они разошлись писать на друг друга жалобы в судебные инстанции.
Редакция газеты провела опрос среди своих читателей, одобряют ли они такие методы борьбы с инакомыслием, а также попросили прокомментировать произошедшее бывшего гитариста христианской дэт-метал группы Megilloth – Frankie.
В 90-е годы, в дни молодости многих из нас, стиль death metal был чем-то запредельным: скорость, злость, техничность, энергия. Сейчас же и сами музыканты постарели, и слушают их в основном люди, которым хорошо за 30. Такая музыка способна вызвать скорее ностальгическое умиление, чем агрессию. У молодёжи она пользуется интересом благодаря техничности и филигранности исполнения, которая в своё время послужила своеобразным исполнительским фундаментом для металкора и других более современных стилей рок-музыки.
Когда музыкальные звёзды переходят в разряд ветеранов, организаторы концертов используют классический приём: организовывают совместные туры двух-трёх исполнителей. Если одна группа может не собрать аудиторию, то два-три хэдлайнера в любом случае соберут. Именно так решили сделать устроители совместного концерта трёх рок-легенд 90-х: Nile, Melechesh и Belphegor. Первые — великая американская группа, чьё творчество уже давно стало классикой и жемчужиной в истории мировой музыки. Вторые — группа армяно-израильского происхождения, ныне базирующаяся в Европе и исполняющая бодрую музыку с ближневосточным налётом. А вот третьи на фоне первых двух блекнут. Ничем не примечательная, обычная европейская группа, играющая в стиле, напоминающем позднее творчество уже оскандалившихся в России Behemoth. Единственное, чем они берут — показной скандальностью, показным антихристианством. Раньше такое работало — вызывало возмущение, протесты. Теперь же вызывает только зевоту: слон и Моська. Даже у нерелигиозных фанатов тяжёлой музыки агрессивное антихристианство группы обычно не находит симпатии: в данном случае это больше похоже на дешёвый пиар-приём, чем на активную гражданскую позицию. Тем не менее, к такой особенности Belphegor давно уже привыкли те, кто группу знают.
Когда музыканты прибыли в Россию, из всех трёх исполнителей в скандальную историю попала только одна эта группа. К другим претензии не высказывались. Конечно, в какой-то степени христиан можно понять. Хотя бы потому, что протесты вызывала не сама рок-музыка в целом, как это было пару десятилетий назад, а конкретный исполнитель, известный агрессивной антицерковной позицией и многочисленными богохульствами. Но дальше надо включать здравый смысл. Во-первых, речь шла о небольшом концерте с участием не слишком широко известной группы. Теперь же благодаря «православным активистам» группу Belphegor знает вся страна, и стар и млад, их показывают по центральным телеканалам. Лучшего пиара и придумать нельзя! Этого добивались «православные» — бесплатной рекламы тем, кого они считают своими противниками?
Второе: в каком свете выставил свою церковь запечатлённый на видео «православный активист»? Кто — он или его идеологические противники — в этой ситуации выглядели бесноватыми? Такие ревнители отвращают от веры гораздо больше людей, чем самые ярые воинственные атеисты.
Frankie
Использован рисунок художника Романа Папсуева, проект «Сказки старой Руси»
«На поле древней битвы нет ни копий ни костей,
Они пошли на сувениры для туристов и гостей,
Добрыня плюнул на Россию и в Милане чинит газ,
Алеша, даром что Попович, продал весь иконостас.
Один Илья пугает девок, скача в одном носке,
И я гляжу на это дело в древнерусской тоске…»
БГ