3 июня в Ледовом Дворце состоялся концерт одной из самых загадочных фигур в современном роке – Боба Дилана. Его творчество повлияло на очень многих рок-музыкантов. В тоже время многим известно, что с конца 70-х по середину 80-х годов Дилан был ярким приверженцем христианства. В этот период он выпустил несколько дисков с христианскими песнями и открыто проповедовал со сцены во время своих концертов. Но что если эта «христианская фаза» не была только фазой.
Честный взгляд на жизнь и веру величайшей легенды народа.
Более 40 лет фанаты были помешаны на Бобе Дилане. На протяжении его карьеры его называли представителем поколения, сумасшедшим, рожденным свыше, духовным пророком и иссохшим мудрецом песнопения. Но каждый раз он сторонился этих классификаций. Кто же Боб Дилан на самом деле?
Молодой человек за двадцать, Роберт Циммерман — к тому времени уже известный как Боб Дилан — писал ошеломляющее количество песен, которые привлекли внимание людей, стали гимнами для целого поколения и изменили популярную музыку. С энергией, граничившей с одержимостью, Дилан заслужил свое место в истории популярной музыки, как самый плодотворный автор песен 60-х.
Дилан был практически не затронут заурядными скандалами, типичными для мира рок-музыки, и, тем не менее, он смог произвести колоссальный фурор у своих фанатов, ровесников в музыкальной индустрии и особенно критиков в СМИ. Новость о том, что Боб Дилан, символ протеста против правящей верхушки, уверовал в Иисуса Христа, Еврейская икона контркультуры теперь стал рожденным свыше христианином, вызвала волны негодования в индустрии, СМИ и у фанатов.
За первоначальным шоком от того, что Боб Дилан — БОБ ДИЛАН — заявляет во всеуслышание о своих личных отношениях с Иисусом, последовало замешательство. Как такое может быть правдой? Некоторый циники кричали о том, что Дилану промыли мозги, другие спорили о том, он просто продался. Популярность христианской музыки была на подъеме, и он решил не упустить момента подзаработать на становящимся популярным жанре.
Вынужденный пророк
Дилан вырос в еврейском доме и знакомство с Ивритом и Писанием было более, чем мимолетным. Будучи 22-летним в 1963 году, Дилан упоминал Иисуса в своем лирическом шедевре «Master of War» и «With God on Our Side». Несмотря на эти и другие библейские ссылки, Боб Дилан неоднократно решительно отрицал личную веру в Христа. Он заявлял о том, что перепробовал несколько различных религий и говорил, что у него своя религия. Он верил, что люди и церкви интерпретируют Библию так, как им выгодно. Бог вокруг нас, говорил он, но люди не уважают или не признают Его; ведь, в конце концов, смотрите, что они сделали с Иисусом, когда Он ходил по земле.
Духовное содержание эпического альбома Дилана Highway 61 Revisited, выпущенного в 1965 году, когда певцу было 24 года, было настолько очевидно, что один из журналистов назовет тексты песен как перевод Библии на язык улиц.
Непреклонный духовный искатель
В 1967 Дилан выпустил альбом John Wesley Harding, в котором содержалось более 60 библейских ссылок; почти 10 лет спустя он рассказал ведущему TV Guide Нилу Хики, что он полагал, что это будет первый библейский рок-альбом.
В мае 1971 года, за два дня до своего дня рождения Дилан и его жена Сара посетили Маунт Сион Йешива в Иерусалиме, место известное тем, что здесь обучали теории кабалистики, которая основывалась на мистическом методе интерпретации Библии. Некоторые американские студенты спрашивали, почему, как казалось, Дилан всегда избегал акцентирования внимания на своем еврейском наследии. «Я еврей. Это коснулось моей поэзии, моей жизни так, как я не смогу высказать», сказал он, «зачем я должен провозглашать то, что и так должно быть очевидным?»
В 1977 году певец много общался с репортером Роном Росенбаумом. Росенбаум разговорил Дилана на самую длинную цитату об Иисусе, сделанную им до 1979 года. «Вы думаете, Иисус — это ответ?» спросил Росенбаум. Ответ Дилана был откровенным: «Что притягивает людей к Христу? Трагичность всего этого, вот что. Многие говорят, что в них живет Христос. И что же это значит? Я говорил со многими людьми, в которых живет Христос, но не встречал ни одного, кто бы хотел поменяться с Ним местами. Ни один из Его людей не подвергнул себя риску, когда пришло время последнего часа. Кем бы стал Христос сегодня и в этом веке, если бы Он вернулся? Кем бы он стал, чтобы осуществить свое назначение и цель? Полагаю, Ему пришлось бы стать лидером».
Удивительное обращение
В начале 1979 года Дилан, хотя еще не конца уверенный в том, кто есть Иисус, обладал способным к учению духом и открытым разумом. «Я хотел слушать об Иисусе», рассказал он Роберту Хиллберну, журналисту Los Angeles Times в 1980 году. «Я был скептично настроен, но я был открыт. Но, определенно, циником я не был. Я задавал множество вопросов, например, «Что такое Сын Божий, что это все значит?» и «Что значит — умер за мои грехи?».
Весной 1979 спустя пару месяцев после своего обращения в христианство, Дилан начал запись своего первого христианского альбома — Slow Train Coming. Бекетт и Уэкслер почувствовали, что тексты песен не соответствуют обычному стандарту певца. Бекетту особенно понравилась песня «Gotta Serve Somebody»: «Когда я услышал слова, я сказал, Боже мой, это великолепно. Это не было типичная избитая музычка, имеющая отношение к христианству. Тут чувствовалась глубина».
Какое-то время спустя Дилан выступил в Warfield Theater, Сан-Франциско, где он представил несколько своих новых песен о вере, но это не совсем расположило к себе местную прессу и публику.
Как же Дилан сам воспринимал это? Тим Чарльз, постановщик сценического звука, работавший с Диланом с 1978 по 1981 год, вспоминает, что Дилан много работал, особенно в ту первую ночь, как будто сражался с чем-то. «Война шла между публикой и Бобом», говорил Чарльз, «Бобу это нравилось. Ему нравится, когда есть противоречие. Он сделал очень хорошую запись, и он собирался выйти и сделать ее популярной… И он не разочаровал меня».
Тот год был трудным как для фанатов Дилана, так и для некоторых его коллег. Никто не знал, что еще ожидать. Может Боб Дилан, идол шестидесятых больше, чем сама жизнь, вырыл свою собственную могилу?
Искренний иконоборец
Дилан начал работать над альбомом Shot of Love, третий альбом с момента его обращения. Один из журналистов заметил, что ранние его песни были «слегка религиозны», на что Дилан ответил: «Я сделал свое заявление, не думаю, что мог сделать это лучше, чем в некоторых из этих песен. Если я сказал что-то, что считал необходимым сказать в песне, значит так и есть. Не хочу повторяться».
Для Дилана Иисус был и есть ответ на все вопросы, которые он и его поколение задавали себе на протяжении долгого времени. Он не видел нужды повторять себя написанием христианских песен или проповедованием со сцены; он знал, что правда есть правда, и она вечна. Но люди пропускали подобные комментарии мимо ушей. Примерно через год стали ходить слухи, что Дилан отверг христианство и возвратился к Иудаизму.
Журнал New York был одним из первых, кто подверг сомнению продолжающееся посвящение Дилана христианству. В статье «Дилан бросает благовестие?» неизвестный источник упоминает факт, который не был должным образом разъяснен или подтвержден, о том, что в последние три года певец только «проверял» Новый Завет и личность Иисуса. Источник доказывал, что Дилан отказался от этого и вернулся к своим еврейским корням.
Биограф Ховард Соунс в то время сказал: «Разве не очевидно из интервью и текстов песен Дилана (с момента выхода Shot of Love) в последние годы, что он все еще верит, что Иисус есть Мессия? Также музыканты и бэк-вокалисты, работавшие с Диланом в последнее время, говорили мне, что они молились вместе с Диланом перед каждым выступлением. Это были христианские молитвы».
Сам Дилан говорил о том, что его дни проповедования на сцене, возможно, закончились, но он не сожалел о концертах благовестия — «Я особо не сожалею о том, что говорю людям о том, как получить спасение»
Стареющий идол
В сентябре 1995 года Джон Долен, журналист Sun-Sentinel (Форт Лодердейл) спросил Дилана о его ощущениях по поводу неких слов из песни «Precious Angel» из альбома Slow Train Coming («Вы говорите о Будде / Вы говорите о Мухаммеде / Но вы ни слова не говорите о Том, Кто пришел чтобы умереть за нас»). «Именно написание такой песни, как эта, возможно, освободило меня от других иллюзий», ответил Дилан, «Не могу сказать, что я не согласен с этой строчкой. В какой-то степени это было нечто вроде поворотного момента для меня, когда я писал эту песню».
В 1997 Дилан выпустил альбом Time out of Mind. Хотя альбом был печален и содержал достаточно горя и страданий, он не был безнадежен. Но линии веры и надежды в этом альбоме и обычные библейские аллюзии были, как обычно, незамечены прессой. Казалось, что большинство обзоров рассматривают альбом как мрачную панихиду по прошлому. Но Дилану не понравилось описание альбома как содержащего горечь, мрак и одиночество.
Публика в раннем 1999 году, без сомнения, была приятно удивлена, что Дилан решил включить песню на бис — песню Бадди Холли (Buddy Holly) «Not Fade Away». Но публика в Пенсаколе, Флорида, должно быть, была озадачена, когда Дилан представил христианский гимн «Rock of Ages» («Благодатная Скала»), сочиненный Огастасом Топледи в 1776 году. Несколько недель спустя в Буффало, Нью-Йорк, Дилан представил на сцене другой гимн. В этот раз это был «Pass Me Not, Oh Gently Savior» («Не пройди, Иисус, меня Ты»), написанный в 19 веке известным поэтессой-автором гимнов Фанни Кросби.
Скоро Дилан вновь отправился в путь, удивляя фанатов в Уэст Палм Бич, Флорида, кавер-версией «That Heart That You Own» («Сердце, которым владеешь Ты»), в обработке Дуайта Йоакима.
Но именно на его следующем концерте многие фанаты вероятно были в шоке, когда Дилан открыл концерт исполнением «I Am the Man, Thomas», песней о распятии и воскрешении Иисуса, той, которая будет открывать множество шоу в последующие годы.
Дилан закончил свой тур в 1999 году в Ньюарке, Делавэр. Перед завершением концерта публика услышала апокалиптическую песню «This World Can’t Stay Long» с ее многозначительными строками «Это мир был разрушен давно / Потому что он был полон греха / И по этой причине / Он будет снова уничтожен / Если только мы не отдадим свои сердца Богу / Не позволим Ему вести нас за руку / И нечего бояться в этом мире / Он поведет тебя через горячую пустыню».
Дилану скоро исполнялось шестьдесят, и атаки статей, подводящих итог его сорокалетию как артиста, были весьма предсказуемы. Большинство авторов ссылались на «христианскую фазу», как на кратковременную.
В статье Jewish Journal (Лос Анджелес) было сказано: «Его религиозная личность всегда была источником тайны (и помешательства) еврейских фанатов. Он флиртовал с христианским мессианизмом, посылал своих детей в еврейскую школу Беверли-Хиллс, чуть было не вступил в кибутц (сельскохозяйственная коммуна в Израиле, характеризующаяся общностью имущества и равенством в труде и потреблении) и танцевал с Любавичами (Любавичский хасидизм, ХаБаД — течение в иудаизме, возникшее в 19 веке). Поколение, смотревшее на Дилана, как на Путь, казалось навсегда разочарованным считая, что он потерял себя». Может он и в самом деле был потерян, но Дилан с уверенностью заявлял, что он обрел себя в 1979 году и продолжает указывать на Того, о ком еврейские авторы в Новом Завете говорили как о «Пути, Истине и Жизни».
Slow Train Coming стал прорывом согласно Боно (U2). «Меня всегда раздражало то, что рок мог охватывать любое табу — сексуальное, культурное, политическое, что было частью его энергии», рассказывал он Эдне Эндерсон из USA Today, «но никто не мог бы быть честным о своей духовной жизни, если только это не было нечто экзотичное. Ни один белый не мог петь о Боге — это уж точно — до Боба Дилана. Он открыл для меня эту возможность».
Несомненно, воспитание Дилана, особенно его еврейское наследие, в значительной степени сформировало его таким, какой он есть сегодня.
Дилан не подходит под какие-либо религиозные рамки, созданные людьми, просто потому, что его личное исповедание веры остается больше, чем любые рамки, которые можно придумать. Между тем, как сторонние наблюдатели продолжают свои попытки классифицировать его, Боб Дилан продолжает сидеть у ног Христа на собственном склоне, внимательно слушает, задает вопросы и размышляет.
Marshall, Scott M.
«The Real Bob Dylan»
Relevant Dec. 2007: 56‑61.
Перевод: Мария Ерохина