Как образ Христа, Аслан воплощает в себе все справедливое, святое и добродетельное. Eго божественное присутствие не только утешение, но также отражения величия, силы и истины.
«Вера в том смысле в каком я сейчас употребляю это слово» написал К. С. Льюис в книге «Просто христианство», «искусство держаться тех убеждений, с которыми разум однажды согласился, независимо от того, как меняется настроение». Во второй опубликованной книге, «Принц Каспиан», Льюис далее исследует вопросы веры и Божьего призыва по двум постоянным героям: льву Аслану и Люси Певенси.
Читатели «Льва, Колдуньи и Платяного Шкафа» без сомнения вспомнят обоих героев. В книге Люси встречает Аслана первый раз, тогда как в «Принце Каспиане» она возвращается в Нарнию, но Аслан на какое-то время избегает ее. Как образ Христа, Аслан воплощает в себе все справедливое, святое и добродетельное. Его божественное присутствие не только утешение, но также отражения величия, силы и истины.
Увидеть Аслана
В книге «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф» Люси первая, кто пришел в Нарнию, но когда она возвращается обратно в свой мир, ее братья и сестра не верят ей. В книге «Принц Каспиан» происходит похожая ситуация, когда Люси чувствует присутствие Аслана: «Смотрите! Смотрите! Смотрите! — закричала Люси… Лев, — показала Люси, — сам Аслан. Разве вы не видите? — Ее лицо преобразилось, глаза засияли. Но никто, кроме нее, не видит Аслана в этот раз. Питер, старший брат, говорит: «Ты имеешь в виду…?» Сьюзан, старшая сестра Люси, тут же предполагает, что Люси только думает, что она видела Аслана и ставит под сомнение утверждение Люси.
Люси твердо стоит на своем убеждении, что она видела Аслана, даже когда ее спутники не могут его видеть. Она также верит, что видение Аслана — это знак, что они идут в неправильном направлении. После обсуждения (и спора) группа голосует и решает не следовать интуиции Люси.
После серии неприятных происшествий группа решает повернуть назад и пойти в направлении, первоначально указанном Люси. Люси просыпается от глубокого сна «с чувством, что голос, который она любила больше всего на свете, позвал ее». Люси внимает зову, встает, и идет по лесу в одиночестве. Ее награда — это встреча с Асланом. «Добро пожаловать, дитя!, говорит лев. Люси понимает, что он стал больше, чем был: «- Это потому, что ты стала старше, малышка… Вырастая, ты будешь замечать, что и я становлюсь больше».
Как настроится на Божий призыв
Из всех героев-людей в Хрониках Нарнии Люси наиболее настроена на голос Аслана и его призыв. Она слышит его и повинуется. Ее вера открывает ей чудеса Бога и Его призыва. В послании к Евреям 11: 1 вера определяется как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Однако Библия не призывает нас к слепой вере, но вере разумной, которая понимает христианство как словами Апостола Павла, «истинное и здравое» (Деяния 26: 25). Как писал К. С. Льюис, Бог «желает сердце ребенка, но разум взрослого человека».
Но как мы можем лучше настроится на Божье присутствие и призыв в нашей жизни? Ниже приводятся духовные упражнения, при помощи которых мы можем практиковаться в понимании Божьего призыва:
— Практикуйте регулярную и постоянную молитвенную жизнь
— Ежедневно будьте открыты к влиянию Бога в нашей жизни
— Регулярно и вдумчиво читайте Библию
— Ищите и прислушивайтесь к мудрому совету других
— Развивайте искреннее желание находиться в воле Божьей.
— Практикуйте периоды поста, не только от еды, но и от много другого.
— Покайтесь в том, что, возможно, отдаляет вам от Бога в вашей жизни.
— Практикуйте размышление и молчание с библейской точки зрения, фокусируясь на Боге и Его истинах.
— Устраняйте беспорядок в духовной жизни, чтобы у Бога было место для работы.
Устранение беспорядка в духовной жизни
Несмотря на то, что время не позволяет более тщательно исследовать каждый из этих пунктов, они важны и их необходимо держать в уме, особенно последний пункт. Мы порой удивляемся, насколько трудно для нас почувствовать Бога и Его призыв в нашей жизни, когда как наша жизнь является неистовой зоной бедствия, наполненной развлечениями, путаницей, шумом и непрекращающейся занятостью.
В Евангелии от Матфея мы читаем о том, что Иисус «взошел на гору помолиться наедине» и «вечером остался там один» (14: 23). Мы должны следовать его примеру и быть в уединении. Мы легко отвлекаемся. Пренебречь духовной жизнью означает пренебречь Богом. Легче отвлечься, чем прислушаться к библейскому наставлению «В усердии не ослабевать» и «духом пламенеть; Господу служить» (Послание к Римлянам 12: 11).
Культура, насыщенная средствами информации, способствует желанию быстрого развлечения, акцентируя звуки и образы, а не серьезное размышление. Познание того, как находиться в тишине, важно, когда речь идет о том, чтобы услышать голос Бога. Нам нужно время для святого размышления.
В библейском смысле Бог говорит нам через псалмопевца «Остановитесь и познайте, что Я — Бог» (Псалом 45: 10). Много раз, особенно в нескольких стихам псалма 118, христианам дается указание размышлять о Боге, а также думать о Его заповедях (стихи 15, 78), пути (15), уставах (23, 48), чудесах (27), законе (97) и откровениях (99). Остановиться и думать — в библейском смысле подразумевается усилие, но к такому усилию нас призывает Бог, так как излишнее отвлечение уменьшает нашу восприимчивость к призыву Бога. Мы должны освободить для Бога место для роста в нашей жизни. Он стоит у двери нашего сердца и стучит (Откровение 3: 20). Мы должны дать Ему войти. Но сможем ли мы услышать Его стук, если наши действия заглушают Его зов?
Будьте открыты Божьему призыву
В книге «Принц Каспиан» Люси открыта зову Аслана. Она слышит его и отвечает. Ее вера и посвящение позволяет ей чувствовать присутствие Аслана независимо от обстоятельств. Но она не идеальна, в какой-то момент она ощущает чувство превосходства и гордости, что видит Аслана, когда другие не могут. Мы должны избегать подобного любой ценой, иначе это приведет к гордыне — тому, что Льюис называл «величайшим грехом» и «духовным раком».
С одной стороны христианская жизнь «легка» в понимании того, что «иго» Христа «благо» и «бремя» Его «легко», что позволит нам найти покой нашим душам (от Матфея 1: 29‑30). Но с другой стороны, чтобы истинно следовать Христу и Его воле, мы должны отвергнуть себя, взять свой крест и следовать за ним (от Матфея 16: 24). Это напоминает отрывок из Библии, на который К. С. Льюис часто ссылался или цитировал: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (от Матфея 16: 25)
Божий призыв требует посвящения и усилия с нашей стороны. Но полная удовлетворенность Его «благой, угодной и совершенной воле» (Римлянам 12: 2) досягаемо, только если, как Люси, мы открыты тому, чтобы услышать призыв, действовать в соответствии ему и преданно повиноваться. Для этого в нашей духовной жизни должен быть порядок.
Роберт Велард
Роберт Велард является автором книг «Сердце Нарнии» (издательство NavPress) и «Беседа с К. С. Льюисом». Он изучал философию религии в семинарии Денвера и сейчас изучает курс аспирантуры по философии в Южной Евангелической Семинарии.
Оригинал опубликован на сайте: www.focusonthefamily.org
Перевод: Мария Ерохина