В фантастике я люблю два направления: параллельная история и антиутопии. Фильм «Дивергент», который я недавно посмотрел, относится как раз к последнему. Я не большой поклонник «голодных игр», поэтому и от Дивергента не ожидал многого, а идея-то оказалась интересной. Город, в котором все жители после шестнадцати лет выбирают одну из пяти фракций и всю жизнь живет согласно своему выбору. Для тех, кто не проходит посвящение в выбранную ими фракцию, в обществе нет места, они становятся изгоями, сродни нашим бездомным, живущим только на социальные пособия. Но есть еще и дивергенты – другие, которые изначально не вписываются в рамки одной фракции, бунтари, не соглашающиеся с принятым укладом жизни. Эти еще хуже изгоев, потому что расшатывают систему, что не очень нравится правящей элите. Чем так опасны эти индивидуалисты, так это тем, что их невозможно контролировать, навязать свою волю, заставлять безоговорочно исполнять приказы и во всем доверять руководству. То есть они обладают свободой воли, которой всех нас наделил Бог.
Принято проектировать сюжеты антиутопий на какие-то политические системы, Советский Союз, национал-социалистическую Германию. Читаешь Оруэлла, Замятина и так и представляешь людей, шагающих строем в сторону светлого будущего. Но в свете последних событий, произошедших в моей жизни, я начал прикладывать эти схемы на наше церковное сообщество. В любой церкви в нас с самого начала закладывают поведенческие шаблоны, когда открыто, когда манипулируя текстами Библии — делай то, не делай этого. Изначальных причин для этих указаний часто уже и не вспомнить, но несоблюдение их делает тебя дивергентом.
И вот, не найдя своего места в церковном сообществе, ты становишься изгоем, который даже не может считать себя христианином, потому что нас учат, что только будучи членом церкви можно претендовать на место в «теле Христа», индивидуалистам в Нем нет места. И лишь немногие после этого остаются верны себе и продолжают жить, думая своей головой, изучая Библию, погружаясь во всю глубину жизни с Богом, а не барахтаясь на поверхности церковных штампов. Этим людям посвящается этот выпуск Контекста.
Николай ЕРОХИН