«…на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи»
(Мф. 23:2)
Не так давно один мой знакомый, до сих пор не оставляющий попыток вернуть меня в мою прежнюю консервативную церковь, поделился своими восторженными впечатлениями о воскресном служении и скинул проповедь, которую мне «просто обязательно нужно послушать», потому что «она как раз для тебя». Чтобы не расстраивать знакомого, я нажал “play” и начал слушать. Проповедник, как он сказал, чтобы заинтересовать слушателей «скучной» Книгой Чисел, начал читать 12 главу о бунте Аарона и Мариам против Моисея. Я вздохнул и остановил воспроизведение. Я сразу же понял, о чем будет проповедь.
Вспомнил я об этом случае, когда в одной социальной сети наткнулся на следующую дискуссию. Один молодой христианин выражал неприятие того факта, что некий пастор открыто с кафедры назвал гомосексуалистов «пи…расами» и кинул в их огород ещё несколько нецензурных «комплиментов» с использованием слов «г…о», «ж…а» и других. Позиция этого парня («меня учили, чтобы гнилые слова не сходили с моих уст и не оскорбляли других») была мне понятна. Непонятна была реакция пастора: «Кто ты такой, чтобы обличать духовное лицо? Какие у тебя достижения? Как с молитвой? Сколько человек спас? Служишь ли в церкви?» Когда этот парень из скромности промолчал, пастор, подумав, что попал в цель, завершил дискуссию назидательным «то-то же!» Самое интересное, что тут же набежало множество защитников пастора, которые начали учить парня, что «нельзя обличать людей, которые поставлены нам Богом, ты совершаешь грех Хама и открываешь их наготу. Если ты считаешь, что они неправы, молись за них; а за то, что ты сейчас делаешь, Бог может забрать у тебя Духа Святого». Занавес.
Но это всё был пролог. На примере этих случаев мне хотелось бы поговорить о том, почему мы привыкли использовать образ великого израильского пророка только лишь как пример «Моисеева права» («не согласен с пастором — бунтуешь против Бога»). Неужели Бог действительно оставил нам в его лице ролевую модель диктатора?
Прежде всего, мне кажется, что мы подходим к этим историям совсем не с той стороны. Моисей представляется нам настолько незыблемой и недвижимой фигурой, высеченной в камне, а авторитет его настолько непоколебимым, что одна только мысль восставать против него кажется нам уделом безумных. Но еврейский писатель Эли Визель называет Моисея «самым одиноким героем библейской истории». Это был обычный человек, которому выпало нести непосильное бремя народа, прежде всего заботящегося о стабильности, желающего оставаться в вечной инфантильности, когда не нужно ничего решать и за что-либо нести ответственность. Да, эти люди постоянно ноют, что начальник козел, а зарплату и вообще натурой выдают. Но когда над ними нависает опасность перемен, они готовы приползти к прежнему начальнику на коленях. Они готовы принимать от Бога благословения, но только если ради этого не придется идти на риски. Они готовы почитать спасшего их Бога, но ни в какую не хотят избавляться от прежних привычных религиозных представлений о нем. И когда Моисей пытается переломить ситуацию и вправить им мозги, в них начинает действовать сила инерции. Зачем что-то менять? Наши отцы так не делали! По словам Эриха Фромма, иудеи не смогли выдержать такой жизни в пустыне с её ломкой стереотипов. Им необходимо было иметь что-то, обладать чем-то, будь то материальное (собственность и стабильность) или же духовное (привычные представления о Боге).
Диаметрально противоположную картину мы наблюдаем сегодня, когда некоторые пасторы используют пример Моисея для поддержания существующего положения вещей. Они приватизируют его, чтобы обезопасить себя от лишней критики. Ты не согласен с устоявшимся укладом? Забыл, что случилось с бунтующими против Моисея?
Теперь нужно взглянуть на «несогласных». В библейских историях это всегда вожди народа, истинным мотивом которых является жажда власти, даже если они и прикрываются словами о том, что «все общество свято». Да, нельзя не признать, что и сейчас есть такие «волки в овечьих шкурах», которые стремятся к единоличной власти. Но в своей повседневной жизни я гораздо чаще встречался с умными и горящими молодыми парнями и девушками, которыми двигало стремление послужить Богу, исправить некоторые недостатки в церкви или просто своим примером вдохновить других людей быть честными с Богом и собой. Тем не менее, многие их инициативы зарубались на корню пасторами и лидерами, которые по-разному давали понять, что никакие новации им не нужны. А на самих «мечтателей» начинали смотреть искоса и с недоверием – вдруг ещё чего-нибудь учудят.
Мы помним, что Моисей не раз просил Бога снять с него бремя вождя народа. Также и большинство моих знакомых ушли со своих постов, потому что не держались за власть, не она была причиной их «несогласия». Но некоторые пасторы, судя по всему, не могут поверить в это… А уход этих людей со служения до сих пор предпочитают списывать на «дух бунтарства», ослабевание в вере либо увлеченность мирскими делами…
Анатолий ЗАХВАТКИН
Сомнения, посеянные разведчиками, пришедшими из Ханаана, наказание Господнее и предстоящие скитания по пустыне вызвали недовольство народа, которым воспользовались некоторые знатные израильтяне для отстранения от руководства и священства Моисея и Аарона. Часть левитов под предводитель- ством Корея, и трое потомков Рувима: Дафан, Авирон и Авнан с частью народа Израиля, восстали против Моисея и Аарона. Притязания на власть, и изменение целей исхода из Египта, были замаскированы под борьбу против узурпации власти Моисеем и Аароном.
Да, я, собственно, это и говорил. Причиной были не богословские разногласия и стремление к «демократии», а банальная жажда власти со стороны лидеров и нежелание меняться со стороны народа.
Есть и другой путь для вас и для меня почувствовать, что Он становится нам ближе. Когда мы преданно служим Ему, Он приближается к тем, кого мы так любим, – к членам наших семей. Каждый раз, когда мне приходилось по роду своего призвания в служении Господу переезжать с семьей или на время покидать их, я видел, что в итоге Господь благословлял мою жену и детей. Он приготовил Своих заботливых слуг и возможности, помогающие моей семье стать ближе к Нему.