В декабре на экраны вышел фильм «Золотой компас», по произведениям Филипа Пулмана – писателя, крайне негативно относящегося к фантастическому миру К. Льюиса.
Рассказ начинается с повествования о девочке, которая прячется в платяном шкафу. Затем она путешествует по другим мирам при помощи порталов, встречает ведьм, персонажей древней мифологии, общается с животными. В финале истории она оказывается в загробной жизни и видит апокалиптическое сражение между сверхъестественными силами.
В трилогии Филипа Пулмана под названием «Темные начала» встречается ряд удивительных параллелей с «Хрониками Нарнии» К. Льюиса. Судя по тому, как выполнены рекламные плакаты «Золотого компаса»: волшебные животные, снежные пейзажи, пророчества, исполнить которые может только девочка, – они направлены в первую очередь на аудиторию поклонников рассказа Льюиса «Лев, ведьма и платяной шкаф». Кроме того, кинокомпания «Нью-лайн синема» сделала все, чтобы связать новый фильм с «Властелином колец» Толкина, который она экранизировала ранее.
Однако «Темные начала» представляют собой совершенно иной тип сказки, нежели те, что вышли из-под пера Льюиса и Толкина; в определенном смысле «Начала» даже противостоят им. В статье, посвященной столетию Льюиса и опубликованной в газете «Гардиан» в 1998 году, Пулман охарактеризовал «Хроники Нарнии» следующим образом: «Одна из самых отвратительных и ядовитых вещей, которые мне приходилось читать», они «не страдают нехваткой… тошнотворной чепухи». В 2003 году Питер Хитченс в издании «Спектатор» назвал Пулмана «анти-Льюисом».
В то время как рассказы Льюиса и Толкина пропитаны христианской символикой, трилогия Пулмана – а она разошлась миллионными тиражами и выиграла множество литературных премий, в том числе медаль Карнеги и Витбредскую премию – повествует о смерти Бога и создании «Небесной республики», не нуждающейся в царе. Впрочем, хотя у Льюиса и Толкина христианские элементы едва просматриваются – даже в «Нарнии» нет прямых упоминаний Христа, – в трилогии Пулмана в кульминационной сцене бывшая монахиня говорит двум детям, что она покинула христианскую веру, потому что «это очень могущественное и убедительное заблуждение, вот и все».
Рассказ Пулмана начинается в параллельной вселенной, которая хоть и похожа на нашу, но все же отличается от нее в важнейших отношениях. Героиня серии – 11-летняя девочка из Оксфорда по имени Лира Белаква – отправляется на поиски друга, которого вместе с другими детьми похитили ученые, работающие на церковь. По пути Лире помогают цыгане, ведьмы, а также бронированный медведь. В кульминации «Золотого компаса» Лира с ужасом наблюдает, как ее отец, лорд Азриэл, убивает ребенка при помощи особой технологии, которая открывает портал в другой мир.
Смерть Бога
Некоторые христиане выражают озабоченность по поводу того, что если «Золотой компас» окажется успешным, то будут экранизированы и две другие книги из серии «Темные начала» – «Чудесный нож» и «Янтарный телескоп». В обеих этих книгах тема смерти Бога выражена еще более явно.
В этих книгах Лира узнает, что лорд Азриэл затевает войну против Бога. Также она встречает мальчика из нашего мира по имени Уилл, владеющим ножом, который может резать все что угодно, в том числе прорезать окна между мирами. У ножа есть пророческое название – Эзахеттр, что означает «богоубийца». В конце трилогии Бог мертв, а Уилл и Лира повторяют акт грехопадения в Эдемском саду – однако этим они не уничтожают, а наоборот, спасают вселенную.
В рассказе Пулмана Бог Библии – не настоящий Творец, но простой первый ангел, происходящий из субстанции, которую Пулман называет «Пыль». Когда появились другие ангелы, он солгал им, сказав, что это он их создал. Затем он создал церкви в разных вселенных, чтобы установить над ними контроль. Однако теперь этот ангел, которого называют «Власть», стар и немощен, а люди и ангелы замышляют против него восстание.
Главный сценарист Крис Вайц, охарактеризовавший себя как «бывший католик, а ныне крипто-буддист», сказал в одном из интервью, что в фильме речь не будет идти о «церкви». Однако на официальном веб-сайте фильма сообщается, что злая женщина-ученый, миссис Колтер, работает на зловещую организацию, занятую поддержанием вероучительного правопорядка. Эта организация известна под названием Магистерий – латинское слово, обозначающее доктринальный авторитет Католической церкви.
Николь Кидман, сыгравшая роль миссис Колтер, сказала в интервью изданию «Энтертейнмент уикли», что фильм «несколько разбавлен». Она добавила: «Я была воспитана католичкой и не смогла бы сняться в этом фильме, если бы считала, что он полностью антикатолический».
«Если бы первый фильм был снят обособленно, я бы сказал, что здесь не о чем думать, – сказал Тони Уоткинс, управляющий редактор британского веб-сайта www.culturewatch.org и автор книги «Темная материя» (Dark Matter, Tony Watkins, Damaris/IVP), посвященной анализу трилогии с христианской точки зрения. – Но он не обособлен, он часть более масштабной картины».
Впрочем, не разделяя мировоззрения Пулмана, Уоткинс высоко оценивает тот способ, которым Пулман поднимает важные религиозные вопросы. Особенно это актуально для секуляризованной Великобритании, где его книги уже были поставлены в театре и озвучены на радио.
«Хотя я не хочу поощрять ярые нападки на Евангелие, очевидно, что истина может сама постоять за себя, если ей дать справедливую возможность быть услышанной, – говорит Уоткинс. – Что делает эта история, так это выводит (христианскую) историю в общественную сферу. (В Великобритании) это всегда было непростым делом. Между тем голос христианства может быть услышан тогда, когда есть явная оппозиция».
Потусторонний спиритуализм
Ряд наблюдателей возражает, что книги атеиста и материалиста Пулмана имеют более духовный настрой.
Одним из авторских образов трилогии являются так называемые деймоны. Во вселенной «Золотого компаса» у каждого человека есть животное, отражающее его душу. Деймоны детей постоянно меняют облик, превращаясь то в одно животное, то в другое, потому что у детей еще нет устоявшейся личности, как у взрослого.
Уоткинс пишет, что это отношение между людьми и их деймонами – «вместе, но порознь» – иронически воспроизводит Троицу. Авторы Курт Брюнер и Джим Уэйр в книге «Проливая свет на темные начала» (Shedding Light on His Dark Materials, Kurt Bruner and Jim Ware, Tyndale) утверждают, что этот образный язык подчеркивает, пусть и неосознанно, христианский взгляд на «личность и отношения» как центр вселенной.
«С самого начала мы хотели показать: вот человек, который внешне и публично атакует христианство, церковь и идею Бога – он даже говорит, что хочет убить Бога, – пишет Уэйр, – однако я думаю, что при этом он хочет показать, что воздает должное христианской вере, пусть и ненамеренно и даже неосознанно».
Другим центральным образом трилогии являются «частицы сознания» или «Пыль», которая соединяется в единое целое, образуя ангелов и человеческие души. В заключительной книге души мертвых освобождаются от загробной жизни, их частицы исчезают и впитываются обратно в ткань вселенной. Как в момент смерти распадаются тела, так же и души возвращаются в землю.
«Как писатель, Пулман создает мир, исполненный потустороннего спиритуализма, хотя на познавательном уровне он это отрицает, – пишет Брюнер. – Этот спиритуализм гораздо ближе к Спинозе, мистицизму нью-эйджа и восточному пантеизму».
Некоторые пошли еще дальше и заявили, что образ Пыли делает трилогию «христианской классикой». В книге «Убить самозваного Бога» (Killing the Imposter God, Donna Freitas and Jason King, Jossey-Bass) теологи Донна Фрейтас и Джейсон Кинг замечают, что Пыль лучше подходит для представления Бога, чем традиционный образ человека, «правящего с облаков». По их словам, на страницах книг Пыль действует в качестве «божественной силы, которая стремится, причем отчаянно, к общению со своим творением».
Сам Пулман говорит, что христиане слишком много вычитывают из его книг. В электронном письме изданию «Кристианити тудей» он написал, что Пыль – всего лишь метафора «человеческой мудрости, науки и искусства, а также всех достижений человеческого ума, накопленных и передаваемых из поколения в поколение».
Пулман говорит, что материалистам необходимо объяснить существование в реальном мире сознания, поэтому сам он разделяет концепцию «панпсихизма», согласно которой «сознание коллективное является нормальным и универсальным свойством материи». Согласно его точке зрения, вся физическая материя в той или иной степени сознательна. «Однако без материи (сознания) не было бы вообще», – уточняет Пулман.
Духовный – значит обманчивый
Пулман говорит, что избегает таких слов, как «дух» и «духовность». Когда он их слышит, он даже ощущает «легкое отвращение» – в лучшем случае потому, что они не относятся ни к чему «реальному», в худшем – потому что они характеризуют людей, которые видят видения или испытывают другие ощущения, которые он считает «обманчивыми».
«Для меня в слове «духовный» много резко отрицательных оттенков, – говорит Пулман. – Когда я его слышу или вижу в прессе, меня тут же охватывает скепсис».
Хотя Пулман признает влияние своего англиканского воспитания – его дед был приходским священником – при этом он отрицает, что ценности, о которых повествуют его книги, такие как любовь и самопожертвование, относятся к христианству или указывают на какие-то скрытые христианские мотивы в его мировоззрении.
Он говорит: «Церковь Англии так глубоко укоренена в моей личности и способе мышления, что для ее удаления потребовалась бы такая радикальная хирургическая операция, которую я вряд ли пережил бы. Но это не препятствует мне обращать внимание на высокомерие, искажающее комментарии некоторых христиан, и бичевать его изо всех сил. Что дает христианам право утверждать, что любовь и самопожертвование должны именоваться христианскими добродетелями? Это добродетели. Точка».
Заимствование из Мильтона
В «Темных материях» немало заимствованных элементов, вплоть до названия, взятого из эпической поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай». В этой поэме описывается неудавшийся мятеж Люцифера. Немало образов позаимствовано из гностической мифологии, согласно которой Бог Ветхого Завета в действительности является самозванцем, создавшим физический мир, чтобы поработить подлинную сущность – дух. Однако Уоткинс замечает, что в ключевых позициях Пулман противостоит гностицизму, поскольку описывает физическое наслаждение как освобождающую альтернативу религиозной вере.
«Он настолько архматериалист, что полностью отрицает гностическое неприятие материального как зла и убежденность в том, что добро только в духовном, – пишет Уоткинс. – Отрицая это, он, однако, черпает вдохновение из гностических историй, после чего рисует картину, полностью осуждающую их».
«Пулман утверждает, что он всего лишь рассказчик, – продолжает Уоткинс. – Я думаю, что здесь он лукавит. Всегда очень удобно сказать: «Это всего лишь рассказ, вымысел, высказывания некоторых персонажей совпадают с моими убеждениями, некоторых – нет», – однако, выступая на церемонии вручения медали Карнеги, он сказал, что рассказы создают мораль, по которой мы живем. Проблема в том, что он размывает границу между вымыслом и реальностью, когда в своих интервью говорит о Небесной республике в реальном мире. Поскольку в реальном мире его богоборческая риторика еще сильнее, чем в книге, я думаю, что он не может просто так отмахнуться, заявив: «Это просто рассказ, понимайте его, как хотите», – потому что сам прекрасно понимает, о чем говорит».
Перевод: Антон Чивчалов
Специально для портала Реактор Веры