Несколько лет назад российские христианские (в основном протестантские) круги с головой накрыла волна популярности христианских университетов. Многие верующие, кто на чистом энтузиазме, кто из более практических соображений, стремились получить диплом такого заведения. Христианские образовательные учреждения появлялись в больших количествах. Их учредителями и спонсорами были в основном зарубежные протестантские миссии и университеты, которые и определяли концепцию образования. Тем не менее, сейчас мы видим постепенное угасание интереса к данному явлению. Попробуем разобраться в причинах этого.
Возникновение в Америке христианских колледжей и университетов было вполне закономерным явлением. Как известно, значительная часть населения этой страны считает себя евангельскими христианами. Конечно, данным статистики не стоит безоговорочно доверять, к тому же, далеко не для всех прихожан церкви вера имеет первостепенное значение в жизни. Тем не менее, очевидно отличие западного менталитета от псевдохристианского русского. Нужно признать, что религия в жизни американцев играет более важную роль во всех аспектах жизни, вплоть до коммерческого. Поэтому-то христианские образовательные учреждения так органично вписались в культуру Америки.
Что же произошло у нас? После короткого периода эйфории пробуждения в начале 90-х гг. многие христиане сняли розовые очки и с удивлением увидели, что мир вокруг них так и остался равнодушен к христианству, а по отношению к «новым» западным церквям и вовсе настроен враждебно. По данным многочисленных социологических опросов, доля протестантов в населении России составляет около 1%. В связи с этим, как бы меркантильно это ни звучало, финансовое положение евангельских церквей чаще всего не назовешь очень хорошим. Нередки случаи того, что пастору приходится подрабатывать где-нибудь ещё, чтобы обеспечить свою семью. Другой вариант — это путь полного посвящения себя Богу, когда человек согласен жертвовать своими финансами и временем по максимуму. Этот путь выбирают далеко не все — многие не выдерживают такого напряжения сил.
В этом и заключается одна из главных причин нынешнего упадка христианских протестантских университетов. Какие перспективы у выпускника такого вуза? Обычно он получает диплом бакалавра богословия, который, во-первых, не дотягивает до государственной степени специалиста, получаемой выпускниками государственных вузов, а во-вторых, свидетельствует о знании им только христианства, в отличие от религиоведа, который является более широким специалистом. Также стоит отметить отсутствие диплома с государственной аккредитацией в этих университетах. Куда бедному выпускнику податься? Очевидно, только в христианские организации, про финансовые возможности которых уже говорилось выше.
Ещё одной характерной чертой конфессиональных вузов является приём только христиан из евангельских церквей. Для кого-то это является плюсом, для кого-то минусом. Первые скажут, что это создает теплую и уютную атмосферу христианского общения, другие увидят в этом «сектантскую» отделенность от общества и замкнутость в своём тесном мирке. Одни говорят, что это сохраняет христианскую молодежь от разложения, другие вспомнят о том, что запретный плод всегда сладок. Действительно, многие молодые христиане впервые испробовали запретные удовольствия во время учебы в таких университетах, а для некоторых они послужили, пусть и косвенно, причиной ухода в мир. В данном случае, как нам кажется, это личный выбор каждого: что он ожидает от учебы в подобном учебном заведении и каким он представляет свой путь.
Для тех, кто склоняется ко второй точке зрения, но всё-таки хочет глубже понять свою веру и христианскую культуру, а заодно и получить возможность применить свои знания и умения в светских организациях, можно порекомендовать Русскую Христианскую Гуманитарную Академию, которая является светским образовательным учреждением. Для обучения в нем не имеет значения ни национальная, ни конфессиональная принадлежность. Христианская составляющая образования там не подразумевает навязывания какой-либо точки зрения. Сама подача материала предполагает, что содержание учебных занятий достаточно красноречиво, и внимательное к нему отношение заставит студента вникнуть в духовную проблематику и сформулировать положительное отношение к христианству. Главное здесь — свобода для слушателя в принятии христианских идей, подведение его к сознанию личной ответственности в формировании собственной духовной и социальной позиции. Как говорят учредители академии, увеличение религиозной составляющей крайне маловероятно, поскольку деятельность института, в первую очередь, направлена на неверующих, иноверующих, либо невоцерковленных или ищущих людей.
В чем заключается будущее христианского образования, остаётся только догадываться. Возможно, оба варианта найдут себе применение для разных нужд. Тем не менее, путь диалога с миром кажется более перспективным и крайне необходимым для адекватного ответа на вызовы нашего времени.
Анатолий Захваткин