О том, как Клайв Стейплз Льюис отточил мою веру и манеру письма.
Я впервые познакомился с К.С. Льюисом благодаря его космической трилогии. Наверное, это не самая лучшая его работа, однако она повлияла на меня невообразимым образом. В своём произведении Льюис сделал сверхъестественное настолько правдоподобным, что я не переставал удивляться: «А что если это действительно правда? Что если существует Бог и жизнь после смерти? И что если сверхъестественные силы тайно действуют на этой планете и в моей жизни?»
Я учился в колледже в конце шестидесятых годов прошлого столетия, всего через несколько лет после смерти Клайва Льюиса. Большинство его книг я заказывал из книжного магазина в Англии, поскольку многие из них ещё не достигли противоположного берега Атлантического океана. Читая их, я боролся, споря как с оппонентом в диспуте, и невольно втянулся, как это в своё время произошло и с самим Льюисом. Брыкаясь и визжа, я шёл по пути в Божие царство. С тех пор Клайв Льюис стал для меня неизменным спутником, наставником-тенью, сидящим рядом, побуждающим улучшить литературный стиль, моё мышление и восприятие.
Льюис научил меня подходу, которому я старался следовать в своих произведениях. Здесь я хотел бы процитировать Вильяма Джеймса: «… В области метафизики и религии чёткие причины убедительны для нас только в том случае, если наши невразумительные ощущения реальности ранее уже потерпели фиаско в пользу этого же самого вывода». Иными словами, мы редко соглашаемся с доказательством, подкреплённым логикой, если только оно не соответствует интуитивному чувству действительности. Задача писателя состоит в том, чтобы взрастить такое интуитивное чувство. Именно так повлиял на меня Клайв Льюис своей космической трилогией, прежде чем я столкнулся с его апологетическими произведениями. Сам же Льюис стал христианином только после того, как почувствовал, что это совпадает с его сокровенными желаниями, которые невозможно исполнить в этом мире.
Атеистическое происхождение Льюиса, а также его былая склонность подвергать всё сомнению помогли ему с терпением и пониманием относиться к тем читателям, которые с ним не соглашались. Он смело увлёкся игрой в перетягивание каната с Богом, но обнаружил, что Бог, держащий второй конец каната, был абсолютно не таким, каким он Его представлял. Более того, ему пришлось опровергать образ Бога, испорченный озлобленной церковью легалистов. Он яростно боролся с космическим тираном только для того, чтобы открыть для себя Бога благодати и милости.
В своём произведении «Боль утраты. Наблюдения» Клайв Льюис писал: «У меня совсем не божественное представление о Боге, которое должно неоднократно разбиться вдребезги. Сам Бог разрушает его. Он является великим бунтарём. …Бог принял образ человека, что само по себе стало величайшим примером, уничтожающим все прежние представления о Мессии».
Эта книга, созданная в то время, когда жена писателя умирала в страшных муках от рака кости, не оставила читателей равнодушными. В своём произведении «Боль» Льюис занимается богооправданием, рассматривая тему с философской точки зрения. Однако довольно хорошие примеры померкли на фоне процесса полного уничтожения его любимой женщины. Мне кажется, эти две книги следует читать вместе, поскольку здесь соединились окончательные ответы и непридуманное страдание. Это напоминает нам библейский принцип — Крест спас человечество, но какой ценой!
Льюис считал, что этот мир заслуживает спасения. В отличие от средневековых монахов и современных законников, он не считал необходимым отказываться от всех удовольствий. Он любил пить крепкие напитки, курить трубку, собираться с друзьями, слушать оперу Вагнера, подолгу гулять по окрестностям Оксфорда. Удовольствия жизни действительно хороши. Однако не совсем. Они – «всего лишь аромат цветка, который мы ещё не нашли, эхо мелодии, которую мы ещё не слышали, новости из страны, в которой мы не были».
В Льюисе я вижу то редкое и рискованное равновесие, которое охватывает мир, однако не идеализирует его. Потому что все человеческие пороки, существующие на этой планете, несут на себе отпечаток первоначального творения, следы Красоты и Радости, которые напоминают о Создателе и предвосхищают Его намерение.
В отличие от современных авторов, Льюис научил меня предвкушать тот день, когда я попаду на небеса: «Мы – равнодушные, противоречивые создания: нам предлагают безграничную радость, но вместо этого мы продолжаем удовлетворять свои амбиции, изменяем супругам, увлекаемся алкоголем. Мы похожи на глупых детей, которые продолжают лепить пирожки из грязи в трущобных кварталах и не могут представить себе отдых у моря».
Я сомневаюсь, что Льюис когда-либо мог себе представить, что почти через полвека после его смерти несколько миллионов людей ежегодно будут покупать множество его книг, которые все ещё издаются, что киностудии Уолта Диснея будут выпускать фильмы, основанные на серии сказок для детей «Хроники Нарнии», и что повторные издания этой книги будут пользоваться большим спросом, и их можно будет приобрести в любом торговом центре. Если бы автор узнал об этом, вероятнее всего он бы очень удивился.
Клайв Льюис обычно говорил: «Мы, писатели, – не имена существительные. Мы всего лишь прилагательные, указывающие на великое Имя Существительное истины». Именно таким образом поступал писатель, вкладывая в работы всю свою веру и мастерство. И благодаря его трудам много тысяч людей узнали и полюбили великое Имя Существительное.
Включая меня.
Филипп ЯНСИ
При подготовке данной публикации был использован материал статьи «Просто христиане: вдохновляющие истории первого знакомства с К.С. Льюисом», любезно предоставленной издательством Бейкер Паблишин (Baker Publishing). Приведено с сокращениями.