Nuteki – одна из самых известных христианских рок-групп России и СНГ. На сегодняшний день группа продала порядка 10 000 альбомов, на их счету несколько премий ПБП и ЕМА. У группы постоянно появляются новые идеи, ребята идут вперед, как ледокол, невзирая на все сложности и нападки, которым они подвергаются со стороны консервативных христиан. Мы пообщались с харизматичным лидером группы Мишей Нокарашвили и поговорили об истории их сотрудничества с продюсером Иосифом Пригожиным, их взглядах на перспективы молодых христианских артистов и о дальнейших планах развития группы.
Вы недавно расторгли контракт с Иосифом Пригожиным из-за его незаинтересованности проектом. Расскажи, как вообще вы вышли на него в конце 2009-го?
Как-то Алексей Романов (молодежный пастор церкви «Слово Жизни» — примечание) позвонил мне в «скайп». Он переживал за то, что мы делаем, за наш уровень и продвижение. Для него, как для нашего пастора, было важно, чтобы мы достигали определенных высот в своем творчестве.
В нашей церкви есть одна девушка, Наташа Власова, которая в то время работала на НТВ и вела программу «И снова здравствуйте!». Как журналист и телеведущий, она, само собой, общалась с известными людьми.
Однажды Наташа снимала сюжет про семейную жизнь Иосифа и Валерии. В какой-то момент съемки Наташа подошла к Пригожину и спросила у него: «Иосиф, а вы подписываете контракты с новыми перспективными группами?» Она знала, что мы и Simple Stuff имеем серьезные амбиции и мечты, и искренне хотела поучаствовать в возможном прорыве или выходе на новый уровень. В общем, Иосиф ответил на ее вопрос так: «Хм… Конечно, почему бы и нет? Приезжайте ко мне в офис, мы все посмотрим и пообщаемся».
Алексей Романов и Наталья поехали в офис Пригожина на улицу 1905 года, где прождали около пяти часов в фойе, пока Пригожин не освободился и принял их. Ему были представлены два проекта.
Конечно, Алексей больше переживал за Simple Stuff, ведь там играет его сын Петр, поэтому он, прежде всего, хотел заинтересовать Пригожина «симплами», при этом понимая, что было бы некрасиво проигнорировать нас.
И если у «симплов» было еще немного материала, то у нас уже было на что посмотреть: клипы, синглы, акустика. Наш потенциал он мог разглядеть практически в полной мере.
Какой из представленных проектов ему понравился больше?
Когда на большом экране начали показывать наши видео, Иосиф начал качать головой из стороны в сторону и притопывать ногой в такт песням, приговаривая и восклицая: «Это хит! Это круто! Ребята мне нравятся!»
В Simple Stuff его цепляло то, что эти дети играли на инструментах, были модно одеты; в этом был виден и их потенциал.
Кроме того, если Дробыш и Матвиенко (известные российские музыкальные продюсеры – примечание) музыканты, то Пригожин не музыкант. А мы писали музыку сами, то есть были почти готовым продуктом, готовыми группами.
Посмотрев наши видео «Стекло моей души» и «Она», Иосиф ответил: «Я готов предложить вам контракт о сотрудничестве. Готовы ли вы рассмотреть мое предложение?».
Какова была реакция с вашей стороны?
Конечно, Леша опешил. Я думаю, выйдя из офиса, они с Наташей начали скакать и прыгать, восклицая «Wow!» Наступил момент, когда можно было увидеть разницу между тем уровнем, на котором находится «христианский шоу-бизнес», и тем, на котором находится Иосиф Пригожин, которого знают все в России и СНГ. В общем, нет у нас человека, который бы не знал этого лысого продюсера. Поэтому новость о том, что Иосиф Пригожин предложил контракт Nuteki и Simple Stuff, будоражила сознание.
20 декабря 2009 года Леша сообщил нам по «скайпу» эту новость.
Какими на тот момент были планы Пригожина относительно нас, мы не могли знать. Кстати, он тогда задал вопрос Леше: “А кто ты такой, чем занимаешься?». На что Леша ответил: «Я молодежный пастор протестантской церкви «Слово Жизни», которая находится в Москве».
Пригожина это не смутило?
Его это совсем не смутило. Леша знал, что надо сразу сказать об этом, позже сделать это было бы труднее. Если бы у Пригожина возникли вопросы относительно нашей веры, мы бы могли их обговорить сразу.
Правда ли то, что перед подписанием контракта, вы говорили с Пригожиным о ваших христианских принципах и о том, что вы не можете фотографироваться с голым торсом для журналов, рекламировать алкоголь, сигареты?
Да, это так. Потом, когда началась работа по контракту, мы внесли некоторые пункты в отношении этого. Контракт изначально был стандартным. Наш юрист начал менять контракт так, как было нужно нам, делал это постепенно. Сначала мы обговорили финансовые условия, затем вопрос о наших принципах. Мы сказали сразу, что не можем фотографироваться с голым торсом, выступать на гей-парадах и так далее. Потом мы сидели и думали, что еще важного могли упустить. И тогда мы прописали морали артиста — придумали фразу, которой заканчивался каждый пункт контракта, например «…и не противоречащее морали артиста – духовным, моральным и этическим принципам. Не противоречащее Священному Писанию (Библии)». То есть мы могли делать только то, что не противоречило нашим христианским принципам и Библии.
Увидев это, Пригожин сказал: «О, так это не плохо. Это даже круто. Сегодня нужны такие радикальные артисты, у которых есть принципы. Я такое люблю и уважаю. Именно этим и надо качать сегодняшнюю молодежь».
Все так сразу пошло, как по маслу?
Не совсем. Нам еще было важно, чтоб нас поддержал пастор Маттс-Ола Исхоел (пастор церкви «Слово Жизни» — примечание). Леша договорился о встрече, пастор встречался с Пригожиным и общался с ним около сорока минут. Кроме того, не забывайте, сын Маттс-Олы играл в Simple Stuff. После общения Маттс-Ола вышел из кабинета, и сказал Алексею Романову: «Леша, это дверь от Бога. Надо в нее заходить».
Нам включили «зеленый свет» по всем направлениям, не было причин не заключать соглашение и не начинать работать.
Насколько мне известно, Пригожин предлагал вам выступать на разогреве у 30 Seconds to Mars и Tokio Hotel. Как это было?
Мы приехали к нему на встречу в офис, где началось планирование нашего будущего. Он говорил нам: «Ваши баннеры и билборды будут по всей Москве. Нас поддержит партия «Наши». Мы будем везде!»
Вы представляете себе, что такое офис у Пригожина?! Там крутейший офис! Студия за два миллиона долларов. Пока мы общались, я дважды вспотел от волнения. Мы сидели и понимали, что вот она, наша удача и наш шанс.
Менеджер Пригожина узнал, какие группы приезжают в Москву и Питер, и ими оказались как раз симпатичные нам 30 Seconds to Mars и Tokio Hotel. Мы говорим ему: «Иосиф, это наш формат. Было бы здорово нам выступить у них на разогреве». Но ни с кем, кто отвечал за привоз артистов, Пригожин не смог впоследствии договориться. В Питер «марсов» привозила одна из знакомых Пригожина. Он при нас позвонил ей по-соседски, с кучей теплых слов Организатор пообещала рассмотреть нас, как кандидатов на разогрев, но артистов выбирал менеджмент 30 Seconds to Mars и Tokio Hotel, и она не имела власти решить вопрос в нашу сторону.
Тем не менее, мы поехали в Питер, имея около двадцати проходок в vip-сектор и мы просто наслаждались, смотрели концерт. Это, наверное, самое большое, что Иосиф сделал тогда для нас.
Потом мы начали продвигать идею с Tokio Hotel, которые должны были приехать в Москву. С Tokio Hotel тоже ничего не получилось. В итоге мы поняли, что пока сотрудничество не получается.
Успели ли вы обсудить с Пригожиным ваши дальнейшие музыкальные телодвижения?
Мы встречались с Пригожиным по записи альбома. Иосиф, как обычно, начал с тяжёлой артиллерии: «Так, нам надо писать альбом. Музыку пишете сами и это хорошо. Новый альбом пишем в апреле». Звукорежиссёр в ответ: «Если пишем альбом уже в апреле, то барабаны надо писать в Лондоне. Барабанщику и вокалисту надо делать визы. Все остальное можем записать здесь». Мы сидим, все это слушаем, потеряв дар речи, отвечая им что-то невнятное типа: «абыр-абыр». Я лечу с Андреем в Лондон писать барабаны! О чем еще можно было мечтать?! То есть вот оно! Это реальная музыкальная жизнь!
Он при нас звонил директору MTV. Звонил каким-то организаторам, рассказывал о нас и рекомендовал.
Дальше Иосиф говорит: «Девятого мая мы выступим на Красной Площади. У меня есть выходы на опен-эйры. Мы сделаем все под ярким лозунгом ”Nuteki – это герои, которых все ждали!”. Пишите сингл».
Мы пишем сингл, пишем релизы. Высылаем Пригожину. И тишина. 9 мая мы нигде не выступили. И с 10 мая со стороны Пригожина начался жесткий игнор.
Что же стало причиной его резкого отказа от вас?
Я думаю, Иосиф не желал вкладывать деньги, а может их у него не было, я не могу сказать точно, в чем причина, я ее не знаю и не понимаю до сих пор. И, возможно, у него их и не было для нас. У нас тоже денег не было. Быть может, Пригожин этого сразу не понял, поскольку увидел наш готовый материал. Но все, что мы делали, мы делали сами и с помощью друзей, а также посредством своей страсти к музыке и при очень большом желании сделать что-то стоящее.
Вы все делали сами?
Не всегда все упирается в деньги. Если человек очень сильно что-то хочет сделать, он сделает это круто, используя даже те ресурсы, которыми располагает.
Мы всегда так двигались и это наша позиция. Мы не строим себе воздушных замков, думая, «если бы…».
Недавно мы написали сингл «Если, но…», который выйдет зимой. Эти два слова мешают людям в жизни. «Если бы у меня были деньги, но у меня нет денег», «Если бы Иосиф отреагировал, но Иосиф тогда не отреагировал» и так далее.
Сегодня многие думают, что «Слово Жизни» давали нам деньги, а Алексей Романов продвигал все это на светский рынок; но это не так, потому что Романов и Маттс-Ола не давали нам деньги на развитие. Они нас поддерживали духовно, давали нам знание и понимание многих вещей, что делают это и до сих пор, за что мы будем признательны им всегда и это по нашему мнению ДОРОЖЕ денег. Алексей Романов научил нас бороться и верить точно так же, как это делал и делает он сам.
Хорошо, на что же тогда мог рассчитывать Пригожин? Почему он решил, что у вас могут быть деньги?
Я не знаю точно и не могу сказать, почему он так подумал, но так думают многие, потому что они думают по своим меркам, они не могут представить мир с нашей стороны. Я знаю, как снять ХОРОШИЙ клип за 1000 долларов, знаю, как сделать песню за 200, знаю, что в мире не за все отвечают деньги, идеи стоят гораздо дороже. Пригожин мог так решить, увидев наши клипы, имидж. Он же не представляет, что деньги мы взяли в долг, что одежду одолжили на время съемок. Конечно, нам уже не нужно этого делать сейчас, но тогда нам было по 17 лет, и мы только приехали в Москву, все из простых семей, у нас не было других путей сделать что-то нормальное. Поэтому мы выкручивались, как могли, главное, понимая, как это должно получиться быть на выходе. Это должно быть круто, масштабно и эффектно. Так и получалось, но Пригожин, пытаясь мысленно составить смету, посмотрев «Стекло Души», просто прозревал. А если я Вам скажу, что бюджет клипа был 7000 долларов, что мы спали в спальниках в подвале здания, когда снимали клип, а ели один Роллтон в течение пары недель, пока шли сьемки, Вы не поверите мне, и он не поверил бы, но ТАК ОНО И БЫЛО. Поэтому логично, что он сделал такие выводы. Но если бы не было этого продукта, мы бы расстались на первой встрече, он видел, что у нас есть амбиции, и это его привлекало, я думаю.
Когда Пригожин стал вас игнорировать, вы пытались с ним связаться?
Мы звонили ему, писали по адресам электронной почты, делали все возможное. Иногда он поднимал трубку и говорил: «Алло, я занят, перезвоните» или «Пока не до вас». Мы ему говорили, мол, Иосиф надо встретиться, это не правильно, что работа не идет.
Его продюсерский центр вряд ли обладал большими ресурсами, хотя там серьёзная база и большой штат сотрудников.
Мы были связаны контрактом и боялись сделать что-то лишнее, чтобы потом Пригожин мог иметь причины закрыть работу. Поэтому мы уже просто просили его дать нам «зелёный свет» на работу в его студии. Мы приехали в студию, и там нам дали понять, что это никому не нужно. В общем, мы подписали контракт, но при этом остались сами по себе, но, если честно, боялись предпринимать какие-то действия самостоятельно, так как это могло привести к последствиям, поэтому мы полгода просто были в подвешенном состоянии, просто сидели и чего-то ждали от Nox Music. Но ничего не происходило.
Может, он как-то намекал вам, чтобы вы ему дали денег, а вы не поняли его намеков?
Явных намеков никогда не было. Уже потом мы все суммировали и поняли, что эта система просто так не работает, и продюсерские центры не вкладывают уже ничего и не в кого.
Наташа Власова, которая познакомила нас с Иосифом, рассказала нам о двух группах, с которыми, точно так же как и с нами, был подписан контракт, и артистам тоже пришлось ждать начала работы. Позже мы поняли, что в таком положении находились еще десятки артистов по СНГ, просто система начала умирать, и это неплохо, как мы понимаем сейчас.
Общаясь с другими известными людьми, Наталья услышала от нее слова о том, что продюсеры сегодня никого не продвигают просто так. Кто то, как то даже сказал ей: «Вы подписали контракт и не предложили за свое продвижение денег? Вы что! Система так не работает. Таких контрактов в помощь артисту не подписывают уже лет десять!»
То есть продюсеры, которые сегодня есть, сами по себе уже «брэнд». И именно поэтому дети богатых родителей, вкладывая деньги, раскручиваются этими «брэндовыми» продюсерами. Все это превратилось в цирк. Продюсеры берут деньги, раскручивают пустые проекты, а народ получает бездарные продукты. В результате многие проекты не стреляют, а продюсер, отработав данные ему деньги, начинает работать над очередным пустым проектом.
Но сам факт, что Пригожин тогда обратил на нас внимание, мы, как христиане, восприняли как чудо! При этом Наташе говорили: «Ты хочешь сказать, что Пригожин просто подписал контракт с группой, которая вызвала у него симпатию? Ты шутишь!?»
Скорее всего, Иосиф смотрел на нас, как на свой новый бизнес. А на такой бизнес надо потратить как минимум два года пахоты, и, возможно, потом он добился бы желаемого для себя результата.
Может быть, он где-то и понимал, что нужна новая кровь, новые проекты с принципами и идеями, но повседневная рутина могла поглотить его светлые стремления, поэтому он и не стал брать на себя такой риск.
В общем, именно по этой причине вы расторгли контракт?
Мы не считали Пригожина панацеей. Да и надеялись мы только на его силы буквально три месяца после подписания контракта. С февраля по май 2010 года мы просто не знали, что дальше делать, ждали у моря погоды.
Потом я понял, что ждать уже просто нет смысла, и мы начали съемки клипа «Ты+Я», который мы сделали самостоятельно.
Тогда я уже осознал, что Пригожин не заинтересован в нас, потому что любой контракт подразумевает заинтересованность обеих сторон.
То есть в течение этих двух лет вы были в напряжении?
Первый год особенно, а второй уже меньше. Конечно, имя Пригожина сыграло свою роль. Наши менеджеры приходили на радио отдавать наши синглы, и когда нас с кислой миной спрашивали: «А вы вообще кто такие?», мы говорили: «Мы работаем с продюсерским центром NOX Music Иосифа Пригожина». И все сразу принимало обтекаемую форму. А те, кто хотели это проверить, дозванивались до Иосифа, и он им отвечал, что он с нами работает. В этом плане он нас ни разу не подвел. Он даже говорили о нас примерно так: «Это мой проект. И я вам больше скажу, вам обязательно надо с ними поработать».
Когда мы его просили продвигать нас, он всегда шел навстречу. Но, я повторюсь, на нас, как на проект, у него не было денег.
И где-то в начале 2012 года мы уже поняли, что не просто работаем самостоятельно, но и справляемся со всем сами, как и всегда.
Кроме того, имя Пригожина в каком-то смысле уже начало нам вредить. Мы делали что-то своими силами, а нам говорили: «Правильно, это ж Пригожин сделал». Такой была реакция на клип «Клоуны».
Но это не так. Мы все делаем самостоятельно, как и было всегда.
Когда вы расторгли контракт?
В начале октября 2012 года мы подписали соглашение, что у нас нет претензий друг к другу, и расторгли контракт. С того момента Пригожин перестал быть нашим продюсером официально, хотя на самом деле он им так и не стал.
Мы не жалеем. Кроме того, возможно, из-за сотрудничества с NOX Music нам пришлось бы изменить формат и осесть в русском рынке, причем не в самой лучшей его части.
А он предлагал менять формат музыки?
Нет, не предлагал. Его все устраивало. Он говорил, что мы классные ребята. Для нас было удивительно, что он нас тогда принял такими, какие мы есть, не пытаясь нас переделать.
Как ты думаешь, насколько реально молодой христианской группе или группе уже с небольшим опытом получить контракт с известным светским продюсером и выйти на более широкую аудиторию и выступать на светских площадках?
Я считаю, что нет преград для человека, который действительно хочет добиться цели. Сумма из веры человека, таланта, которым наделил его Бог, может привести к серьёзным результатам. Вопрос лишь в том, на что готов человек ради цели. Как много артист готов вложить сил в реализацию своего потенциала?
Мы часто подстраиваемся под условия, в которых живем. Но есть люди, которые оставляют след в истории, несмотря на условности. Сознание этих людей определяет их бытие. Самые известные из таких – Джобс, Брэнсон, Гейтс. Они не блистали талантами в детстве, но добились высот в будущем, перевернув мир.
Это высокие примеры, и таких людей, как Джобс, Брэнсон и Гейтс, немного. Но вот что делать талантливому христианскому певцу Васе Аллилуйкину? Как ему достичь цели?
Ключевой момент, почему многие христиане сегодня не пробиваются, заключается в том, что они могут быть неадекватными в определенных моментах и вещах. У христиан есть неправильная привычка выдавать желаемое за действительное. Тут нужна объективность и честность по отношению к себе. Люди не будут любить нас лишь за то, что Бог нас избрал ко спасению.
Человек должен разносторонне развиваться.
Получается как в одной проповеди – «У нас есть две крайности: либо слишком умный, но не духовный. Либо очень духовный, но умом не блещет».
И к этому многие привыкли, и получается стереотип. Если кто-то, скажем, успешный бизнесмен, значит проворовался. А про верующего у мира складывается стереотип, что он глуп и всем навязывает свою правоту. Хотя не всегда может адекватно ответить на банальный вопрос: «А почему курить нельзя?»
У христиан должна быть золотая середина с духовностью и правильным пониманием окружающего мира. Ведь мы, как христиане, должны стараться оставить след в истории и повлиять на общество не порицаниями и обвинениями во всех грехах, а личным примером.
Иногда нам кажется, что нас и нашу музыку должны принимать и уважать и любить потому, что она христианская. Но это так же абсурдно, как и надеяться что тот сыр, который ты производишь, должны покупать, потому что он христианский, и не важно, что он горький и невкусный. Вы же не думаете о том, какие люди делают вкусный сыр, вам и неважно это, вы хотите есть вкусный сыр. Или, например, вас не заботит, что происходит в жизни у лучшего дантиста в городе, может он живет в оккультизме, но когда у вас болит зуб, все что вас заботит — это качественное лечение, а не его принадлежность к христианству. В каком-то смысле музыка — это музыкальный продукт, и причина, по которой люди должны любить, уважать, покупать и слушать его, — это не его принадлежность к христианству – если, конечно у вас нет такой цели. То есть это неплохо, но в каком-то смысле утопично в СНГ. Так что мой совет -попытаться развивать себя музыкально и делать поистине востребованную и актуальную музыку и проекты в целом и во всех их составляющих, потому что молодежь должна выбрать вас. И люди не сделают выбор просто потому, что вы верующий. Этого не достаточно, когда у вас болит зуб, и вы хотите получить квалифицированную помощь, а остальное вас мало заботит. И вот ЕСЛИ зуб сделан правильно и хорошо, самое время спросить о жизни такого великого доктора. Видите связь? Нужно делать актуальный продукт, вот мое пожелание. Хотя если человек мечтает и стремится, его ничто не остановит, он все это поймет сам, и на самом деле неважно, что скажу я или кто-то другой. Если человек настроен серьезно, он добьется успеха так или иначе, это ключевое, я думаю.
Поэтому Васе Аллилуйкину нужно быть честным с самим собой, правильно ставить цели, что и станет для него точкой отчета в развитии.
Человек начинает подниматься, когда начинает бороться с окружающей его реальностью. Будучи искренним с Богом, он при достижении цели не пойдет на компромиссы. А правильность своих мотивов можно проверять чтением Библии и молитвой.
Даниил был как минимум умен и красив. Иосиф (речь уже не о Пригожине – примечание) не просто так стал фараоном. К ним не приходила халява. История Иосифа рассказывает о том, как он поднялся по карьерной лестнице.
В командах обязательно должно присутствовать единство. Разномыслие – еще один камень преткновения на пути к поставленной цели. Разобщенность команды заведомо обеспечивает провал. Многие музыкальные группы развалились именно из-за отсутствия единства. Они тянули «тряпку», которая была их группой, в разные стороны, и она попросту разорвалась.
Как ты сам оцениваешь ваши достижения?
2 ноября группе исполнилось пять лет, и я могу с уверенностью сказать, что мы еще ничего не достигли. Но главное наше достижение за эти пять лет – мы построили команду, в группе восемь человек. Разбуди ночью любого из нас, и каждый скажет тебе о принципах, целях, вере и конечной цели группы.
Я, как лидер, никого не прошу приходить в наш офис работать. Все понимают важность команды. Я иду в магазин, перезваниваю парням по дороге, а они уже все в офисе, и каждый занят нашим общим делом. И я понимаю, что это самый большой результат, которого мы добились за эти пять лет. Все остальное наслаивается.
У нас двухсторонняя свобода. Любой член группы вправе выйти из состава в любой момент.
Представь, вы вышли на широкую сцену, у вас все получилось. С вами подписал контракт известный продюсер, и вы выступаете в СК «Олимпийском» в Москве или Киеве. Оголтелые девушки-фанатки начинают кидать вам на сцену свое нижнее белье. Вы осознаете степень ответственности перед аудиторией, христианством, как его представители и, наконец, перед Богом?
Тогда у меня встречный вопрос: а что тогда нам делать? Сидеть дома, накрывшись одеялом и бояться, что этот мир нас может поглотить? Мы уже сейчас готовимся на это реагировать, создаем и строим железные принципы.
Мы много молимся, читаем и разбираем Слово. А как мы еще можем себя обезопасить от этого мира и его влияния?
У каждого человека может быть день, когда кто-то кинет ему свои трусы и скажет «переспи со мной». И в таком сражении за принципы может оказаться каждый верующий. Просто кто-то подготовлен, а кто-то нет.
В таких случаях нужно быть готовым. И мы учитываем это и читаем христианские книги, получаем духовные советы, строим себя, как личности.
Сегодня я могу сказать, что я прошу Бога, чтобы он дал мне сил победить любые соблазны этого мира.
А вообще, какова конечная цель группы Nuteki? К чему вы хотите в результате прийти?
В нашем офисе висит доска, на которой по пунктам расписано наше видение. Вот оно:
1. Быть мировой командой
2. Играть на самых больших мировых площадках
3. Проповедовать Евангелие тысячам людей, расширяя Божье Царство по всей земле.
Это и есть наша конечная цель. Мы хотим быть известной командой, влияющей на общество. Кроме того, сама история становления нас, как группы, будет изменять жизни людей. То есть, будучи обычными парнями, будучи лысыми подростками из криминального Бобруйска, мы начали полностью менять свою жизнь и прикладывать все усилия для достижения поставленных целей. Сама эта история может вдохновлять молодежь к действию.
У нас в планах есть желание написать книгу с названием вроде «Nuteki: Как это было», в которой мы хотим дать понять читателю, что можно достичь цели вне зависимости от обстоятельств или географического положения. Дать понять, что география не является «клеймом», мол, ты — русский и знай свое место, а успех приходит только к американцам. Наша история могла бы показать, что нет «клейма», нужно просто действовать, что-то делать.
При любом исходе событий, вы останетесь не просто группой, поющей песни, но будете делиться Словом и смело говорить о Боге?
Конечно. Я молюсь и прошу, чтоб Бог дал нам правильных людей на нашем пути, которые помогут нам.
Мы никогда не рассматривали себя, как просто группу. У нас есть послание и свидетельство для этого мира.
Как ты думаешь, почему в христианском мире у вас столько противников? Почему вас многие не любят и даже называют геями? Я и сам не раз слышал, как пастыри, ссылаясь на фото Моти в леопардовых шортах, автоматически причисляли его к сопереживателям идей ЛГБТ.
Если меня спрашивают, может ли духовный человек выйти на сцену в леопардовых шортах, я задаю встречный вопрос: «а может ли духовный человек судить по внешности о духовности того, кто вышел в леопардовых шортах?»
Это своего рода победа дьявола, который заставляет людей видеть то, что они сами хотят видеть. И мы таким людям очень подходим в качестве мальчиков для битья. Со всех сторон нас пинали и били за наш имидж, даже не смотря на плоды, которые мы приносили своим творчеством. Ведь на сегодня общее количество покаявшихся на наших концертах составляет более пяти тысяч человек. Из них сотни прикрепились к церквям и начали свои служения.
Но если бы Мотя не был таким радикальным, возможно, мы и не были бы так интересны для тех, кто впервые приходит на наши концерты. Наоборот, для неверующей молодежи мы как раз никогда и не были какими-то непонятными фриками. На концерте нам не задают вопрос «Почему?».
Вопрос моды не заключается в компромиссах, все, так или иначе, причастны к моде. Просто кто-то застрял в 90-х, а кто-то соответствует современному времени. Я думаю, что мы должны быть современными людьми, хранящими в сердце древнее послание Библии.
То, как воспринимают нас консервативные пасторы, просто является конфликтом мировоззрений, а не каким-то духовным вопросом. Хотя мне кажется, есть куча «неправильных» кругов общества и молодежи, которым бы так пригодилась их критика, только почему-то никто не идет в мир со своими корректировками и обличениями, зачастую верующим гораздо интереснее пообсуждать и подискуссировать с братьями о чем-то отвлеченном. Но мы не сильно думаем об этом, мы никогда не вступаем в перепалки на этот счет, считая их бессмысленными и принимая тех, кто обсуждает нас, такими, какие они есть — ну не понимают люди, ничего, они же хорошие люди в целом, правильно? Не понимают сейчас, может, поймут когда-то, а может и нет, мы все равно принимаем их.
Кроме того, доподлинно ли им известно, как выглядит гей? Геем может быть байкер, врач или милиционер. Это, как правило, те люди, которые выглядят абсолютно обычно в повседневной жизни. Людям просто хочется унизить, обсудить или высмеять, и они это делают. Мы не обращаем на это внимания, мы выше этого.
А тебе не кажется, что Мотя своим видом будто специально провоцирует? Или он сам не видит проблемы в таком внешнем виде и искренне недоумевает, почему с высоты церковной кафедры в него бросают камни?
У нас есть духовные наставники. И мы ничего не делаем против их воли. Алексей Романов как-то пришел и сказал: «Парни, никакого пирсинга». И у нас нет пирсинга. Потом опять пришел и сказал: «В России никаких татуировок». И у нас нет татуировок. У Игоря Нарбекова есть, но он тату сделал еще до того, как попал к нам в группу.
Мы не идем против устоев церкви, которая является нашим Домом. Но мы и не группа прославления. Мы идем на передовую и наш имидж – наше оружие.
Может, кто-то смеялся над нелепостью того, что Давид решил пойти с пращей и камнями на Голиафа, но ведь камень попал в цель. И никто не сказал: «Давид, а почему камнем? Это не духовно», «Почему не вилкой?» В той ситуации вопросов не возникало.
Так и у нас. Есть имидж, который срабатывает, и он — наше оружие. Мы стильные, эпатажные, радикальные. Но так же эпатажным может быть и то, что какой-то парень, приходя на новую работу, заявляет о своей вере, и это уже радикально.
То есть Мотя не провокатор, он просто сам по себе такой стильный человек?
Именно. Он не сидит и не думает, как бы ему выпендриться сегодня. Он и в жизни такой. Он всегда такой. Он волосы красил раз пятнадцать. И что теперь можно сказать, что Бог его не любит? Конечно, нет.
Это равносильно, если подойти и сказать: «Черная машина – это цвет тьмы». А что? Мне так, может быть, открылось брат.
Мы выражаем себя с учетом тенденций, не переходя граней, установленных нашими духовными наставниками.
Вот ты говоришь, что вы все сами, что церковь денег не дает, Пригожин денег не дает. На что вы живете, покупаете себе одежду, инструменты, макбуки, айфоны?
Есть много способов заработать деньги. Помимо группы у нас есть бизнес-проекты. В год мы играем 50-60 концертов и каждый концерт оплачивается. Кто-то делает концерт за 10 000$, а мы за 1000$ можем сделать, как за 10 000$. Кроме того, нам иногда помогают наши друзья, друзья-бизнесмены, кто чем может, мы ведем партнерскую работу, но, повторюсь, у нас есть пару бизнес проектов на стороне.
Мы ходим на встречи с бизнесменами, приносим бизнес-планы. Иной раз по пять-десять раз приходим к одному и тому же человеку, который потом дает нам 100$, потому что мы все строим на доверии.
Все, что мы зарабатываем, мы не делим, а вкладываем в развитие группы дальше.
Решает ли Алексей Романов, с кем вам петь и где выступать?
У нас есть договоренность с Лешей. Есть христианский мир с его политикой, иногда непонятной для меня. Лично я в этой политике не могу разобраться до сих пор. Почему эти не работают с теми, а другие с третьими. Мы, по сути, щепка в этом политическом мире. И поэтому, чтобы обезопасить самого себя, я решил, что каждый раз, когда нас зовут в какую-то новую церковь с концертом, Леша дает нам советы, стоит оно того или лучше не соглашаться.
Я могу не знать, кто, когда и что сделал или сказал неправильно. Я могу не знать, что на территории какие-то церкви что-то не поделили. В общем, есть политический мир, не считаться с которым я не могу, конечно.
Люди ассоциируют нас со «Словом Жизни», поэтому мы не можешь принимать самостоятельных решений в христианском мире. Мы с уважением относимся ко всему этому. Но проще нам работать в рамках обычного светского рынка.
Стас СОРОЧИНСКИЙ