Прежде чем разбирать эти вопросы, надо пробежаться по полустанкам довольно краткой истории «христианской крутизны».
Чаще всего говорят, что история «крутого» христианства начинается в 60-х гг. ХХ в. Его семена были посеяны распускающейся послевоенной молодёжной культурой, придавшей новую важность молодёжному служению в евангелическом мире, ростом таких околоцерковных организаций, как Youth Specialties (курсы подготовки молодёжных пасторов, основанные в 1969 г.), и общим ощущением, что для достижения всё более непокорных и контркультурных подростков христианству надо стать чуть острее и мудрее по отношению к современной моде.
Но самый большой бум «крутого» христианства произошёл самым неожиданным образом, когда в конце 60-х и начале 70-х гг. за Христом начали идти хиппи. Во главе этой компании были длинноволосые хиппи в сандалиях с глюками от ЛСД, вроде Теда Уайза и Лонни Фрисби. В Сан-Франсиско, Гринвич-Виллидже, Чикаго и по всей стране возникали хипповски-христианские кофейни и коммуны. Такие деноминации, как «Часовня на Голгофе» и «Виноградник» расцвели от харизматического пыла молодых новообращённых хиппи. Родился христианский рок во главе с такими людьми как Чак Джирард, друг Брайана Уилсона, чья группа «Лав Сонг» вышла из наркопритонов Лагуна-Бич, и Лэрри Норманн, «дедушка христианского рока», чей шедевр «На этом камне» (1969) считается первым христианским рок-альбомом. Однако вскоре альтернативное/органичекое движение за Иисуса затормозило, постепенно став традиционным. Вскоре и движение «христианский рок» превратилось в индустрию современной христианской музыки.
К 80-м годам большинство в «Народе Иисуса» остригло волосы, сбрило бороды и сменило свои туники и сандалии на свитера в ромбик и копеечные лёгкие туфли. И всё же наследие христианского движения среди хиппи было живо. Среди прочего, особое внимание «Народа Иисуса» к глубоко личным переживаниям и исполнению Духом сохранилось, когда произошёл взлёт харизматического движения. Сохранился и чувствительный к нуждам ищущего подход «так, как вам это удобнее», ставший обычной практикой благовестия. Сюда входило особое внимание к новизне и поднятие уровня модности и крутизны. Вслед за Чаком Смитом, обращение которого к хиппи через «Часовню на Голгофе» принёс огромные дивиденды, всё больше евангелических лидеров в 80-х и 90-х гг. активно стремилось к крутизне. Они стали обращаться к молодёжной культуре и образовывать церкви, соответствующие её нуждам, мотивированные обновлённым желанием быть современными и адекватными сегодняшнему дню.
В результате в 90-х гг. в евангелическом мире была прочно утвердившаяся молодёжная культура, построенная на инфраструктуре доходной индустрии христианской розницы и коммерческой субкультуре. Огромные христианские рок-фестивали, футболки из «Спортзала Господня», браслеты «Что бы сделал Иисус?», «Оставленные» и так далее. Это было большой бизнес. Он был корпоративным. Это был халтурный китч. И он неизбежно провоцировал бунт против себя.
Вступим в эпоху христианских хипстеров. Когда 90-е уступили своё место 2000-м, молодые евангелисты, воспитанные в показной и денежной Иисус-субкультуре, начали бунтовать. Они искали более интеллектуальной веры, такой, которая не отвергала бы наотмашь культуру, идеи и искусство светского мира. Как это обычно бывает у хипстеров, они отказывались от корпоративного менталитета целеустремлённой мегацеркви и евангелизма Мак-Мэншена, и стремились к более простой, элементарной вере, которая больше проявлялась бы в служении бедным, чем в раздаче кофе в церковном вестибюле.
Они восхищались такими молодыми христианскими авторами и пасторами, как Шейн Клейборн, Роб Белл и Дональд Миллер, читали журнал «Релевант», обожали играющего инди-фолк музыканта Суфьяна Стивенса и были очарованы древними церковными литургиями и молитвами. Они стали одеваться и вести себя как светские хипстеры: пить пиво, делать татуировки, ездить на велосипедах с фиксированной передачей, есть сырую и органическую пищу. Они интересовались большим кругом проблем (экология, ВИЧ/СПИД, глобализация), чем поколение их родителей, и голосовали за Барака Обаму.
В некотором смысле современный христианский хипстер – это полный возврат к прежнему хипповому «народу Иисуса». Но «народ Иисуса» был первоначально светскими «хипстерами», а потом – обратившись в христианство – начал сбрасывать свои хипповые одежды и обычаи, создавая отдельные общины и став, в конце концов, своей собственной субкультурой (напр. Jesus People USA – Американский Народ Иисуса). Сегодняшние христианские хипстеры поступают наоборот. Они стремятся вырваться из христианской субкультуры. Одежда и обычаи, которые они отбрасывают, суть ничто иное, как сам евангелический официоз, образовавшийся за десятилетия попыток создать «крутое» христианство. Нынешние христианские хипстеры сохраняют свою веру, но хотят, чтобы она была совместима не со светской хипстерской контркультурой, а не противостояла ей. Их миссия в том, чтобы переделать христианство, не лишив его совершенно его собственного стиля, а, по крайней мере, встроить в него вещи, которым оно ранее себя противопоставляло: искусство, науку, либеральную политику, моду и так далее.
В результате намеренного сплавления христианского и светского хипстерское христианство часто ощущает себя чем-то вроде диверсионной операции. Христианские элементы в христианском хипстере нелегко расшифровать, не потому, что их нет, а потому что они не выставлены напоказ в той мере, как, скажем, бросающиеся в глаза бороды, как у лесорубов, старомодная одежда, аксессуарная фляга, которые традиционно символизируют «хип». Вы говорите мне, что певец, исполняющий инди-фолк, кальвинист? Книга « Blue Like Jazz» о христианстве? Этот парень с татуировкой Посейдона, которого я вчера вечером видел в кальянном баре – пресвитерианский пастор? Кто бы мог подумать?
Бретт Мак-Крэкен, автор книги «Клевое христианство: столкновение Церкви с неформализмом»(2010)
Первоисточник christianitytoday
Перевод Евгений ЖАРОВ
Завтра: Хиптерская вера. Часть 3 — Хипстерская внешность
вчера прочитала всю статью. Понравилась больше, чем отдельные абзацы здесь, потому что выглядят выдранными из _контекста_) спасибо за наводку. Систематизированный анализ привлекает, хотя, перечисление фактов немного напрягло. Спасибо