Помню забавный анекдот эпохи «новых русских» конца девяностых годов. К православному священнику приходит один из братии «новых русских» и говорит: «Грехов много накопилось. Если я дам вашему монастырю сто тысяч долларов – Бог простит мои грехи?». Священник на мгновение задумался, затем сказал: «Не знаю… Но все-таки давайте попробуем, сын мой». Несомненно, прощение грехов доступно для любого человека, даже если у него совсем нет денег. Однако, что нужно Богу чтобы простить грехи человека?
В средневековье в христианстве родилась теория «оскорбленного» Бога, который гневается на людей из-за их грехов. И этот праведный и святой гнев удовлетворила лишь Голгофская жертва. Бог перестал гневаться, стена между Богом и человеком исчезла. Одним из психологических препятствий для принятия христианства является вопрос: почему мои земные родители, как бы я не грешил и как бы их не гневил, способны простить меня без всяких возмездий, а Бог – не может? Почему, например, мои родители не нуждаются в том, чтобы кто-то невинный пострадал взамен меня, а Бог нуждается в этом? Может ли Бог прощать просто так? Разумеется, мысль о том, что Бог не пощадил своего Сына ради грешников определенно вызывает уважение. Однако вопрос состоит в другом: может ли Бог простить грехи без соблюдения всяких условий? Например, просто по причине искреннего раскаяния? Или даже без раскаяния, а просто потому, что человек, например, в силу испорченного воспитания, совершил неосознанный грех? На мой взгляд, Бог вполне может прощать «просто так» и свидетельство тому – учение Иисуса Христа.
Первое, что надо иметь в виду, когда речь идет о прощении грехов – это как Иисус называл Бога: Небесный Отец. «Знает Отец ваш Небесный, в чем вы имеете нужду» – говорил Иисус народу. Отца и детей связывают не юридические взаимоотношения, а личностные. Отец прекрасно понимает детскую природу и знает наперед, что ребенок совершит множество «грехов». Особых проблем при прощении этих «грехов» у отца не возникает: он любит своего ребенка. Во-вторых, Бог есть любовь. Любовь, собственно, не гневается и не судит: «Отец не судит никого» – говорит Иисус. Когда мы представляем Бога гневающимся, мы представляем себе человеческий гнев: такой, который может закончиться совсем плохо. Однако Бог обладает тотальным знанием, он видит все причинно-следственные связи, Он знает, что мы – несовершенные дети природы. Вот это всеохватное знание и любящее сердце делает Его гнев совершенно непохожим на наш человеческий гнев. Да, Бог любит человека, каким бы он ни был.
Иисус учил, что любовь Небесного Отца к человеку – гарант прощения грехов. Бог понимает, поэтому прощает. Другими словами, прощение многих наших грехов, обусловленных разными внешними факторами – дело вполне обыденное. Несовершенство или «вынужденная греховность» человека не отдаляет Бога от человека. Прощение грехов – ежедневная реальность. Иисус только указывает на два важных условия, сопутствующих прощению раскаивающегося человека. Первое – человек должен иметь веру в Небесного Отца и пришедшее Царство Божье. Второе – человек должен сам прощать других, чтобы получить прощение своих грехов. Само указание на это – доказательство того, что в учении Иисуса прощение от Бога не было связано с каким бы то ни было ритуалом или отдельным событием. Прощение грехов – дело персональное, личное. Однако эти два условия не «инициируют» прощение: прощение Бога, Его любовь и понимание уже существуют персонально для каждого человека и «готовы для применения». Вера и прощение других лишь открывают дверь, ведущую к Богу. Кроме того, взаимное персональное прощение в общине (другими словами – братская любовь) – лучшая проповедь для Царства Божьего согласно учению Иисуса. Поэтому Иисус и настаивал на готовности прощать своих товарищей: «прощайте и прощены будете».
Почему же прощение грехов связывается в первую очередь с жертвой Иисуса, а не с природой Небесного Отца, который прощает по причине своей доброты и заботы о человечестве совершенно без всякой платы? Очевидно, что надо верно расставлять приоритеты: любящему Богу не нужны, никогда не были и не будут нужны жертвы и кровь для того, чтобы заставить Его выйти навстречу человеку, простить грехи и благословить его. Скорее Голгофская жертва была желанием Бога показать, что такое настоящая любовь к человеку и доказать ее, несмотря на забитые в ладони гвозди. Одновременно подвиг Иисуса на Голгофе был примером тотального подчинения человека воле Бога, за которое Сын Божий получил награду. Великие получают награду, а обычные люди всегда вправе рассчитывать на прощение грехов, милосердный суд и понимание со стороны Бога.
Василий КРАПИВНИЦКИЙ
Блог автора www.vaspress.com
Василий Крапивницкий, публицист и христианский мыслитель. Имеет высшее техническое образование в области проектирования ЭВМ и информационных технологий. Также имеет степень бакалавра христианского богословия и несет служение в евангельской церкви как проповедник и библейский преподаватель. Имеет опыт работы в печатных СМИ. Последователь идеи самодостаточности четырех Евангелий в Новом Завете, исследователь жизни и учения Иисуса Христа. Получил известность как носитель идеи интеллектуального обновления современного христианства и примирения последнего с современной культурой и наукой. Женат, имеет двух детей. Проживает в г. Филадельфия, США.
Интересный и вполне возможный взгляд на проблему. Хотя мне более близко понимание восточной церкви: что грех является не проступком, который можно наказать или простить, а болезнью, которую Бог желает исцелить. Иисус, став Богочеловеком, с одной стороны, как Бог победил эту болезнь, а с другой стороны, будучи человеком, дал возможность человеческому роду быть причастными к этой победе.
Ну а про представление о Боге как о деспоте ещё Бердяев хорошо сказал: «Атеизм есть наказание за рабье представление о Боге».
Я могу понять желание автора, чтобы прощали нас просто так, чтобы и Жертва была особенно не нужна. Ну в самом деле, почему Бог не может быть таким как я (или мой земной отец)? Что Он, Святой что ли? Или может быть Библия называет Его Судьей праведным? Мне особенно понравилось, как автор цитирует Библейский текст: ««Отец не судит никого» – говорит Иисус.», забывая закончить цитату «но весь суд отдал Сыну». Если бы автор верил Библии (во всей ее полноте), то он мог бы обратить внимание и еще на некоторые места в Писании:
…без пролития крови не бывает прощения. (К Евреям 9:22)
в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, (К Колоссянам 1:14)
…получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, (К Римлянам 3:24-25)
Снова и снова и снова апостолы пытаются донести до нас одну простую истину: нет прощения вне Жертвы Христа. Не может Святой Бог просто не обращать внимания на наши беззакония, делать вид, что ничего особенного не произошло. Несовместим Он с грехом.
Собственно, автор непоследователен. Уж если наш добрый Небесный Дедушка прощает просто по доброте Своей, то зачем все-таки какие-то условия? Взаимное прощение — хорошее свидетельство? Не спорю, но почему бы просто не призвать христиан прощать друг друга ради хорошего свидетельства??? Обусловливать прощение грехов «хорошим свидетельством» гораздо более жестоко и нелогично, чем Жертвой умилостивления. Да и вера в Отца и Царство — зачем она? Что Он без моей веры не может доброту проявить?
Если понятие жертвы и крови слишком трудно принять современному сознанию, то можно прибегнуть к экономическим терминам. В конце концов, в Евангелиях наши грехи часто сравниваются с долгами. Царь может простить наш неоплатный долг. Кто возьмет на себя убытки? Именно это наш Господь и сделал для нас: уплатил наши долги Своей драгоценной кровью. Люди, которые отвергают этот бесценный дар, будут расплачиваться по счетам сами.
Наш Господь пришел не для того, чтобы что-то продемонстрировать или показать пример (которому я все равно не могу подражать). Он пришел …чтобы послужить и отдать душу Свою для ИСКУПЛЕНИЯ многих. (От Матфея 20:28)
Согласен со всем, кроме того, что мы не можем подражать примеру Христа.
Если бы мы не могли подражать, то зачем бы в Писании было написано: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф.5:1-2), или «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16).
Я думаю, что искупленные от греха получают возможность подражать Богу. Подражать Богу — это не быть Богом. Это, всего лишь, уподобляться Ему, насколько это возможно, не ставя заранее никаких ограничений, а рассчитывая на помощь Самого Бога в этом, «потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил.2:13).
Вы правы, Николай. Безусловно мы призваны подражать Христу в Его любви, прощении, святости и т.д. Я говорил конкретно о значении креста Голгофы. Я считаю этот крест — необходимым условием нашего спасения. Автор — всего лишь хорошим примером проявления любви к врагам для нас. Вот этому примеру — смерти на кресте за грехи всего человечества — я подражать не могу. Могу лишь восхищаться и жить в соответствии.