«Пол, секретный материальчик» (Paul) — молодежный веселый фильм о «своем в доску» инопланетянине Поле. Я выбрал этот фильм из-за его ярко выраженного бунта против христианства. Впрочем все фильмы, которые я буду разбирать, будут иметь «спиритуалистическую» подоплеку. Одно из главных условий успешного диалога с обществом – принимать к рассмотрению все, что оно рождает, каким бы приятным или отвратительным нам это не казалось. Вот и этот фильм где-то в середине шокирует христианского зрителя, бьет его «философской дубиной» по голове вопросом о эволюции и грехе.
Милые англичане, фанатеющие от разной фантастической белиберды о пришельцах, колесят по югу США на автобусе. Где-то посреди пустыни на дороге под названием Extratherrestial Highway они встречают маленького инопланетянина Пола, который любит выпить пиво, забить косячок и потусоваться. Однако Пол не только «прикольный малый». Он обладает удивительными возможностями и знанием. И кажется что один только факт его существования опровергает библейское мировоззрение. Словно для демонстрации этого на пути Грема, Клайва и Пола встречаются религиозные христианские фанатики: суровый отец и его дочь с бельмом на левом глазу.
Первый богословско-философский вопрос встает когда девушка входит в автобус и задает вопрос о том, как все сущее (например человеческий глаз) могло случайно появиться. Голос из туалета (Пол там от нее спрятался) ответил ей, что это – «результат миллионов лет эволюции». Руфь (так звали девушку) восклицает: «Богохульство!!! Бог сотворил нас по своему образу и подобию!» Тогда Пол решительно выходит из туалета и вопрошает: «А я чье подобие?». Руфь падает в обморок. Несомненно, это смешной момент в фильме. С вопросом «образом и подобия» разобраться не сложно. Многие христиане предполагают, что Бог имеет подобие человеческого тела, или выглядит как человек. Это критическая ошибка. Бог есть дух. Дух – вездесущая и, так скажем «энергетическая» субстанция, которой вообще не присуща какая-бы то ни была форма: «Бога не видел никто никогда» – пишет Апостол Павел (кстати, тоже Пол). Иисус воплотился (переоделся) в человеческую плоть: это вопрос метода контакта с человеком, а не сути «образа» Бога. Поэтому если на мгновение поверить в привлекательного и доброго инопланетянина Пола, то и он – образ и подобие Бога. Он мыслит, он имеет свободу воли, он чувствует и живет как высшее природное существо. Так что обморока можно было бы избежать.
А вот посыл, что сложный мир появился в результате эволюции, многие считают синонимом атеизма и одновременно отрицанием Библии. Этот посыл тотально изменяет Руфь: «Нет рая? Нет ада? Нет добра? Нет зла? Нет греха? Я могу пить? И блудить могу? И ругаться?» – рассуждает Руфь позже. Так сказать, покаяние («метанойя») наоборот. В фильме это изменение приносит ей радость и свободу после долгих лет жизни в напряжении и религиозной депрессии. Я только про себя подумал, что эта эйфория имеет место только на первых порах. Если бы Руфь занялась развратом основательно, то через несколько лет она, опустившись от наркотиков и алкоголя, переболев всеми венерическими болезнями, где-нибудь на помойке вспоминала бы свою прежнюю жизнь со слезами на глазах. Но в короткий фильм авторы поместили лишь ощущение свободы, увы. Однако они правы в одном: «маниакальная» религиозность всегда вредна для человека. Христианам надо быть добрее.
Говоря об эволюции, я, возможно огорчу ее поклонников: даже если эволюция имела место, это вовсе не значит, что нет Бога и нет интеллектуального творения. Посмотрите на городские небоскребы: их строят много лет, однако стройке предшествует детальный план. Интеллектуальное творение и эволюция здесь – две части одного целого. Я не огорчусь, если узнаю что Бог творил не в течение 7 земных суток, а гораздо дольше. И добро, и зло, и грех, и праведность останутся навсегда, вне зависимости от материи: это духовные величины, они существуют «поверх» нашего земного бытия и могут продолжать свое существование совсем без него. К сожалению, инопланетянин Пол ничего не говорит о вере: он – материалист, хотя и весьма начитанный. Пытаясь успокоить Руфь, он говорит так: «Если тебе от этого легче, моё существование опровергает только понятие ветхозаветного Бога и монистического мироздания. Только и всего!». Вот здесь он отчасти прав. Надо просто уточнить, что если инопланетяне вдруг объявятся на нашей планете, то христианам придется отказаться от части ветхозаветных рассказов. То, что в Ветхом завете люди не совсем правильно представляли себе Бога, показал сам Иисус Христос, инопланетяне для этого уже не нужны. А вот от монизма отказываться пока рановато. Сама наука говорит что вселенная имеет начало в одной точке. Следовательно, все что существует, даже инопланетяне (поверим в них на мгновение) – это части одного целого. Так что то, что талантливые авторы вложили в уста главного героя, построенного с помощью компьютерной графики – это просто слова. Как и другие слова, например: «Мужики, а давайте набухаемся!». Ну да, с монистическим мирозданием покончили, давайте теперь приступим к «главному».
Этот веселый молодежно-бредовый фильм спасает хорошая концовка, где герои жертвуют собой ради друг друга. Вот только как бы объяснить молодым людям, что в реальной жизни, как правило, пожизненные анашисты и алкоголики не жертвуют собой, они жертвуют другими? Своими жизнями жертвуют люди с устоявшимися принципами и убеждениями, то есть с сильной верой. Парадоксально, что двумя героями фильма (Грем и Клайв) двигает вера. Они не материалисты, они скорее романтики. Парадоксально, что Пол из благодарности приглашает на свою планету ту женщину, которая девочкой спасла его. Благодарность – это духовная ценность. Искренняя дружба – это духовная ценность. Исцеление – «визитная карточка» Нового Завета. Все самое красивое и чистое в этом фильме – родом от Бога. Даже незамысловатый юмор. Спасибо создателям фильма.
Василий КРАПИВНИЦКИЙ
Публикуется с разрешения автора. Первоисточник www.vaspress.com
Ну наконец-то христиане начали осознавать, что сама по себе эволюция не означает отсутствия Бога. А слова «эволюция и Бог» несовместимы только играют на руку современным радикальным атеистам типа Ричарда Докинза: ну во что современный человек скорее поверит в науку или в Бога? И когда он ото всех (и атеистов, и христиан) слышит, что эти понятия несовместимы, угадайте, что он выберет?
P.S. И кстати: я не сторонник представлений о существовании внеземной формы жизни, но христианский писатель Клайв Льюис в своей «Космической трилогии», похоже, не видит несовместимости подобных гипотез с библейским богословием…
Странное затишье. Так можно объявить войну креацианизму, и ни кто и не узнает :)))
Вот, кстати, мнение Анатолия по вопросу эволюции. Тогда эта тема обсуждалась гораздо активней.
http://kontextpaper.ru/?p=818
а я просто поржал над этим фильмом )))